Мировоззренческие основания социальных экологических практик в «хорошем обществе»
Аннотация
Актуализируются такие мировоззренческие основания социальных экологических практик, как антропоцентризм, биоцентризм, экоцентризм и трансгуманизм. При этом социальные экологические практики рассматриваются не в контексте социальной реальности, а в значении такого варианта социального воображаемого, как «хорошее общество». Методом исследования является сравнительный анализ, который позволяет сопоставить перспективы антропоцентризма, биоцентризма, экоцентризма и трансгуманизма как основания социальных экологических практик в структуре либеральной и коммунитаристской моделей «хорошего общества». Результат исследования – это определение наиболее конструктивного сочетания мировоззренческого основания практик, осуществляемых с целью сохранения нон-антропной природы, и модели «хорошего общества». Установлено, что для либеральных моделей оптимальным основанием социальных экологических практик является антропоцентризм; для коммунитаристских – антропоцентризм, биоцентризм и экоцентризм. Поскольку трансгуманизм – это мировоззренческая позиция, базирующаяся на ценности преодоления человеком всего, что его ограничивает, включая старение и смерть, то он ориентирован на постчеловека, для которого будут актуальны альтернативные формы социальности.