Универсальные компетенции для устойчивого развития: определение границ и понятий

  • Анна Вячеславовна Короткевич Международный государственный экологический институт имени А. Д. Сахарова, Белорусский государственный университет, ул. Долгобродская, 23/1, 220070, г. Минск, Беларусь
  • Виктория Николаевна Лучина Международный государственный экологический институт имени А. Д. Сахарова, Белорусский государственный университет, ул. Долгобродская, 23/1, 220070, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Кризис мировой техногенной цивилизации требует адекватного ответа в виде принятия новых философских и образовательных парадигм. В глобальной системе образования необходимы изменения для удовлетворения новых и разнообразных нужд человечества. Реформа образовательной системы в Республике Беларусь, как и во всем мире, связана с применением компетентностного подхода с его практической направленностью и ориентацией на конечный результат, что даст возможность сформировать личность, способную к бесконфликтному сосуществованию с окружающей природной и социальной средой. Понимая компетенции как знания, умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач, мы придаем большое значение определению их границ, которые принято называть универсальными (ключевыми). Сформированные универсальные компетенции являются качествами, в наибольшей степени соответствующими целям устойчивого развития, поскольку помогают в сложной проблемной ситуации спрогнозировать ее развитие, а также в условиях правового поля сформировать стратегию выхода из нее в устойчивое будущее.

Биографии авторов

Анна Вячеславовна Короткевич , Международный государственный экологический институт имени А. Д. Сахарова, Белорусский государственный университет, ул. Долгобродская, 23/1, 220070, г. Минск, Беларусь

старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных наук и устойчивого развития

Виктория Николаевна Лучина , Международный государственный экологический институт имени А. Д. Сахарова, Белорусский государственный университет, ул. Долгобродская, 23/1, 220070, г. Минск, Беларусь

старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных наук и устойчивого развития

Опубликован
2019-08-16
Ключевые слова: высшее образование, устойчивое развитие, компетентностный подход, компетенции, компетентность, ключевые компетенции, универсальные компетенции, компетенции межличностного взаимодействия, правовые компетенции, экологические компетенции
Как цитировать
Короткевич , А. В., & Лучина , В. Н. (2019). Универсальные компетенции для устойчивого развития: определение границ и понятий. Журнал Белорусского государственного университета. Экология, 2, 4-12. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/ecology/article/view/2702
Раздел
Социально-экологические проблемы устойчивого развития