Экологическая этика в системе образования для устойчивого развития Республики Беларусь и Российской Федерации
Аннотация
Развитие экологической этики, экоэтического образования и воспитания в Республике Беларусь и Российской Федерации базируется на двустороннем взаимодействии: в России акцент делается на разработке теоретических вопросов, а Беларусь выступает лидером в области организации изучения и прикладного использования данного направления. Анализируются основные факторы и проблемы развития экологической этики и экоэтического образования, практическая значимость полученных результатов для совершенствования подготовки специалистовприродопользователей и формирования у них инвайроментального мировоззрения. Впервые представлена стройная, логически и содержательно обоснованная концептуальная модель экологической этики в контексте стратегии устойчивого развития. Отмечаются положительные результаты, достигнутые в ходе белорусско-российского сотрудничества, ставятся новые задачи дальнейших исследований.
Литература
- Leopol’d A. Prirodnaya piramida [Natural pyramid]. In: Ekologicheskaya antologiya. Ekologicheskie proizvedeniya zapadnyh avtorov. Moskva–Boston: Golubka; 1992. p. 48–51. Russian.
- Soloviev VS. Evreystvo i khristianskiy vopros [Jewishness and the Christian Question]. In: Collected edition. Moskow: Izdatelstvo «Pravda»; 1989. Volume 1. p. 255–256. Russian.
- Falko VI. Ethical perspectives of environmental consciousness. In: Ekologicheskie problemy v usloviakh perestroiki. Sbornik trudov [Environmental ptoblems in perestroika. A collection of works]. Moscow: Vsesoiuznyy nauchno-issledovatelskiy institute sistemnykh issledovaniy; 1991. Volume 11. p. 23–29. Russian.
- Falko VI. Ethical perspectives of environmental consciousness. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta lesa – Lesnoy vestnik [Bulletin of Moscow State University of forests – Forestry bulletin]. 2011;2(78):212–217. Russian. 5. Petritsky ВА. Greening of morality and ethics. Filosofskie nauki [Philosophical Sciences]. 1990;4:103–106. Russian.
- Mishatkina TV, Apresyan RG, Barkovskaya AV, at. al. Osnovy ekologicheskoy etiki. Uchebnoe posobie [Basics of environmental ethics]. TV. MishatkinaTV, SP Kundas SP, editors. Minsk: UNESCO – ISEU; 2008. 292 p. Russian.
- Moiseev NN. Chelovek, obshchstvo, sreda [Human, environment, society]. Moscow: Nauka; 1991. Russian.
- Oleynikov YuV, Gorelov AA, Kulpin ES, at al. Environmental Code of Russia (Environmental ethics). Svobodnaya mysl [Free thought]. 1993;5:70–72. Russian.
- Apresyan RG. Basic principles of environmental ethics. In: Ekologicheskaya etika. Uchebnoe posobie [Environmental ethics]. Kundas SP, Mishatkina TV, editors. Minsk: International Sakharov Environmental University; 2011. 278 p. Russian.
- Apresyan RG, editor. Ethics and ecology. In: Sbornik nauchnykh dokladov [Collection of scientific reports]. Novgorod: Yaroslav the Wise Novgorod State University; 2010. 368 p.
- Bakshtanovsky VI, Karnaukhov NN, editors. Paradigmy prikladnoy etiki [Paradigms of Applied Ethics]. Tiumen: Nauchnoissledovatelskiy institut prikladnoy etiki; 2009. Volume 35. 252 p. Russian.
- Falko VI, Kirilina TYu. Environmental culture and moral values of student youth (experience of sociological analysis). Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta lesa – Lesnoy vestnik [Bulletin of Moscow State University of forests – Forestry bulletin]. 2011;2(78):204–210. Russian.
- Mishatkina TV. The conceptual model of ethical and environmental education: the search for theoretical foundations and practical solutions. Ekologicheskiy vestnik [Ecological bulletin]. 2008;3(6):60–65. Russian.
- Tulchinsky GL. The modern humanitarian paradigm: Humanitarianism versus Humanism? In: Filosofskiy vek. Almanakh [The philosophical age. Almanac]. Saint Petersburg: [publisher unknown]; 2002. Volume 21. 211 p. Russian.
- Shveitser А. Blagogovenie pered shizniu [Reverence for life]. Guseinov АА, Seleznev MG, editors. Moscow: Progress; 1992. Russian.
- Loginovskaya LM, Silich TV. Bioetika i ekoetika dla shkolnogo i vneshkolnogo obrasovania [Bioethics and ecoethics for school and extracurricular. Educational and methodical manual]. Mishatkina TV, editor Minsk: International Sakharov Environmental University; 2008. 184 p. Russian.
- Boreiko VE, Mishatkina TV, Chumakov LS, Loginovskaya LM, et al. Ekologicheskaya etika ot A do Ya [Educational ethics from A to Yu. Work book for schoolchildren, their teachers and parents]. Mishatkina TV, Melnov SB, editors. Minsk: International Sakharov Environmental University; 2008. 172 p. Russian.
- Mishatkina TV, editor. Praktikum po bioetike i ekoetike [Workshop on bioethics and ecoethics. For school and extracurricular education]. Minsk: UNESCO – International Sakharov Environmental University; 2011. 252 p. Russian.
- Kundas SP, Mishatkina TV, editors. Ekologicheskaya etira [Environmental ethics. Textbook]. Minsk: International Sakharov Environmental University; 2011. 278 p. Russian.
- Mishatkina TV, Kundas SP, editors. Ekologicheskaya etika [Environmental ethics. Dictionary-Reference book of a Young Ecologist]. Minsk: International Sakharov Environmental University; 2011. 136 p.
- Vasiljevene N, Jurciukonyte N, editors. Environmental ethics: the Power of Ethics for Sustainable Development. Collective monograph. Vilnius: Mycolas Romeris University; 2010. 660 p.
- Mishatkina TV, Melnov SB, editors. Sotsialnaya bioetika skroz prizmu globalnoy bioetiki [Social bioethics through the prism of global bioethics. Collective monograph]. Minsk: International Sakharov Environmental Institute, Belarusian State University; 2018. 518 p.