Идеи устойчивого развития в содержании естественнонаучных дисциплин
Аннотация
Рассматривается роль естественнонаучного образования в контексте современного экологического кризиса и путей выхода из него. Актуализируются особенности образования для устойчивого развития, его вызовы к обновлению содержания естественнонаучных дисциплин. Обосновываются такие векторы, как отражение современного состояния науки, фундаментальность знаний, их междисциплинарная интеграция, мировоззренческая направленность.
Сделан вывод о том, что для понимания междисциплинарной концепции устойчивого развития недостаточно совокупности специальных научных картин мира. Поставлена проблема разработки естественнонаучной картины мира как экологической составляющей образования в интересах устойчивого развития. Определяются базовые категории систематизации естественнонаучных знаний: природа, материальное единство мира, развитие, система, самоорганизация, детерминизм и др. Утверждается, что естественнонаучная картина мира в ее экологическом аспекте опирается на учение В. И. Вернадского о биосфере и биогеохимической миграции атомов, учение Н. Н. Моисеева об универсальном эволюционизме и концепцию устойчивого развития. Сделано заключение о роли естественнонаучного образования в формировании ключевого понятия устойчивого развития – экологического императива.
Литература
2. Guterres A. Remarks to the General Assembly on the Secre-tary General’s priorities for 2020. [Internet]. [Cited 2020 April 18]. Available from: https://www.un.org/sg/en/content/sg/speechts/2020-01-22/remarks-general-assembly-priorities-for-2020.
3. Берлинская декларация об образовании в интересах устойчивого развития, принятая на Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию для устойчивого развития [Интернет]. 2021. Доступно по: https://en.unesco.org/sites/default/files/esdfor2030- berlin-declaration-ru.pdf
4. Von Weizsaecker T, Wijkman A. Come On! Capitalism, Short-termism, Popu-lation and the Destruction of the Planet. New York: Springer; 2018.
5. Степин ВС, Кузнецова ЛФ. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. Москва: ИФ РАН; 1994. 274 с.
6. Моисеев НН. Универсум. Информация. Общество. Москва: Устойчивый мир; 2001. 200 с.
7. Конт О. Курс положительной философии. Философия и общество. 1999;1:12–24.
8. Ердаков ЛН. Экология. Томск [б. н.]; 2007. 170 с.
9. Реймерс НФ. Экология. Москва: Журнал Россия Молодая; 1994. 367 с.
10. Коммонер Б. Замыкающийся круг. Москва: Гидрометеиздат; 1974. 280 с.
11. Вернадский ВИ. Биосфера и ноосфера. Москва: Айрис-Пресс; 2013. 573 с.
12. Блауберг ИВ, Садовский ВН, Юдин ЭГ. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. Москва: Знание; 1969. 48 с.
13. Моисеев НН. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Экологополитологический анализ. Москва: [б. н.]; 1994. с. 46
14. Дзятковская ЕН, Трубицына ЛВ, редакторы. Образование для устойчивого развития во внеурочной деятельности. Москва: Издательство Академии им. Н. Е. Жуковского; 2014. 88 с.
15. Замятин ДН. Метагеография: Пространство образов и образы пространства. Москва: Аграф; 2004. 512 с.
16. Мягков ГП, Недашковская НИ. От географического детерминизма к экологической истории: гуманитарии в преддверии
нового «поворота». В: Проблемы просвещения, истории и культуры сквозь призму этнического многообразия России. Чебоксары: Издательство «Среда»; 2018. с. 436–444.
17. Global Challenges Foundation. Global Catastrophic Risks and International Collaboration. Opinion poll 2020. Report [Internet]. [Cited 2020 November 18]. Available from: C:/user/Desktop/GCF_Global_Challenges.2020-High.pdf.
18. Биоэтика и биотехнологии: пределы улучшения человека. Москва: Издательство Московского гуманитарного университета; 2017. 240 с.