Методологические основы формирования экологического сознания в практике преподавания лингвистических дисциплин

  • Юлия Игоревна Буткевич Международный государственный экологический институт им. А. Д. Сахарова; Белорусский государственный университет

Аннотация

Интеграция экологических образовательных компонентов в практику преподавания иностранных языков открывает широкие возможности для формирования экологического сознания учащихся. Рассматриваются методологические основания, обеспечивающие данный процесс. Осмысливаются принципы, лежащие в основе включения экологической тематики в лингвистические дисциплины, а также определяющие эффективную интеграцию экологического содержания и целей обучения языку c опорой на междисциплинарные подходы, педагогические теории и практические стратегии. Выделяются методологические основы наиболее эффективных исследовательских практик в области преподавания языков и экологического образования, а также дается характеристика новых тенденций и инноваций в обеих областях. Рассматриваются такие различные педагогические модели, как проектное обучение (PBL), интегрированное обучение содержанию и языку (CLIL), преподавание языка на основе задач (TBLT), перевернутый класс (Flipped classroom). Раскрываются механизмы, способствующие одновременному развитию экологического сознания, языковой компетенции и навыков критического мышления. Уделено внимание демонстрации ключевой роли педагогов в создании значимого опыта обучения, способствующего бережному отношению к окружающей среде и межкультурному взаимопониманию. Подчеркивается важность создания образовательной среды, в которой учащимся предлагается изучать экологические темы с помощью аутентичного использования языка, тем самым формируя более глубокое понимание экологической проблематики. Проиллюстрировав методологические основы через призму конкретных методов преподавания английского языка, раскрываются практические стратегии, позволяющие органично интегрировать языковое образование с формированием экологического сознания. Демонстрируя значение инновационных методов преподавания и возможностей экспериментального обучения, иллюстрируется, как преподаватели иностранных языков могут внести экологические темы в свои учебные программы, давая студентам возможность стать не только информированными, но сознательными сторонниками стратегии устойчивого развития и экологической справедливости.
Раскрываются возможности, возникающие в результате объединения языкового образования и процесса формирования экологического сознания. Обосновывается эффективность принятия целостного подхода к обучению, который преодолевает дисциплинарные границы и вооружает студентов лингвистическими, когнитивными и социально-экологическими компетенциями, необходимыми для самореализации во все более динамично меняющимся и взаимосвязанном мире.

Биография автора

Юлия Игоревна Буткевич, Международный государственный экологический институт им. А. Д. Сахарова; Белорусский государственный университет

старший преподаватель кафедры лингвистических дисциплин и межкультурных коммуникаций.

Литература

  1. Brusenskaya LA, Kulikova EG. Ekologicheskaya lingvistika. Monografiya [Ecological linguistics. Monograph]. Moscow: FLINT: Nauka; 2018. 184 p.
  2. Ayupova LL, Salikhova EA. Sotsiolingvistika [Sociolinguistics]. Ufa: Oriental University; 2006. 152 p.
  3. Khalyapina LP. Polikul’turnaya yazykovaya lichnost’ i sposoby ee formirovaniya v protsesse obucheniya inostrannym yazykam. V: Bibliograficheskii ukazatel’ INION «Deponirovannye nauchnye raboty», razdel «Yazykoznanie» [Multicultural linguistic personality and ways of its formation in the process of teaching foreign languages. In: Bibliographic index of INION «Deposited scientific papers», section «Linguistics»]. 2015;7: 33–34. Russian.
  4. Coyle D, Hood Ph, Marsh D. CLIL: Content and Language Integrated Learning. Cambridge: Cambridge University Press; 2010. 138 p.
  5. Andriukhina LM, Fadeeva NY, De Negri J. Razvitie ekologicheskoi kul’tury studentov v protsesse mezhkul’turnoi kommunikatsii na inostrannom yazyke [The development of ecological culture of students in the process of intercultural communication in a foreign language]. Education and science. 2017;19(8):47–74. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-47-74
Опубликован
2024-10-31
Ключевые слова: экологическое сознание, методика преподавания, экологическое образование, междисциплинарные подходы, проектное обучение, интегрированное обучение содержанию и языку, преподавание языка на основе задач, перевернутый класс
Как цитировать
Буткевич, Ю. (2024). Методологические основы формирования экологического сознания в практике преподавания лингвистических дисциплин. Журнал Белорусского государственного университета. Экология, 3, 11-16. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/ecology/article/view/6385
Раздел
Социально-экологические проблемы устойчивого развития