Воспитательный потенциал учебной дисциплины «иностранный язык» в контексте целей устойчивого развития

  • Ольга Юрьевна Шиманская Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка

Аннотация

В условиях сокращения аудиторных часов, отводимых на изучение дисциплины «Иностранный язык» в системе общего высшего образования, и запроса на усиление воспитательного потенциала учебных дисциплин и имплементацию идей образования в интересах устойчивого развития в образовательный процесс актуальной становится разработка компетентностно ориентированных заданий, которые позволяли бы одновременно реализовывать учебные и воспитательные задачи, а также цели устойчивого развития. В процессе критического и системного анализа требований, выдвигаемых образовательными стандартами, содержания учебного материала, а также рекомендаций программно-планирующей документации воспитания предложены варианты реализации задач образования в интересах устойчивого развития через содержание учебного материала и способы организации деятельности обучающихся в процессе изучения иностранного языка. Приведены примеры формулировки компетентностно ориентированных заданий, содержания воспитания и планируемых результатов для плана воспитательной и идеологической работы преподавателя.

Для оценки эффективности реализации воспитательного потенциала учебной дисциплины «Иностранный язык» использован метод исследования действием, который заключался в постановке и решении воспитательных задач в системе педагогического иноязычного образования на кафедре иностранных языков филологического факультета Белорусского государственного педагогического университета. В статье впервые описан опыт реализации воспитательного потенциала учебной дисциплины «Иностранный язык» в контексте целей устойчивого развития.

Приведены примеры форм интегрированного обучения иностранному языку и учебному материалу: интеллектуальный батл «National history, heritage, and culture of Belarus», Эстафета мнений «Экологические проблемы Республики Беларусь», Мастер-класс «Spread Awareness, Spread Support», «Earth Quiz» на тему экологии и др. Представлена методика разработки проекта по созданию интерактивного коллажа. Предложены формулировки тематики курсовых и дипломных работ, а также компетентностно ориентированных заданий для итоговой аттестации в контексте целей устойчивого развития. Описанные формы, методы и приемы могут быть использованы преподавателями учреждений высшего образования для реализации воспитательного потенциала дисциплины «Иностранный язык» в контексте целей устойчивого развития.

Биография автора

Ольга Юрьевна Шиманская, Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка

Кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков филологического факультета учреждения образования "Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка"

Литература

  1. Zubrilina IV. Idei i tsennosti ustoichivogo razvitiya v obrazovatel’nom protsesse [Ideas and values of sustainable development in the educational process]. Narodnaia Asveta [People’s Enlightenment]. 2023;11:3–6. Russian.
  2. Zubrilina, IV. Implementatsiya idei obrazovaniya v interesakh ustoichivogo razvitiya v natsional’nuyu sistemu obrazovaniya [Implementation of the ideas of education in the interests of sustainable development in the national education system]. Adukatsia i vykhavanne [Education and upbringing]. 2024;3:20–26. Russian.
  3. Titovets TE, Pozniak AV, Vershinina NA. Sushchnost’ i model’ obrazovatel’noi situatsii v kontekste sovremennogo tezaurusa pedagogicheskoi nauki [The essence and model of the educational situation in the modern Pedagogy thesaurus]. Vesti BDPU. Seryia 1. Pedagogika. Psichalogia. Filasofia [BSPU Bulletin. Vol. 1. Pedagogy. Psychology. Philosophy]. 2021; 2:11–14. Russian.
  4. Zubrilina I. V. Kompetentsii pedagoga v oblasti obrazovaniya v tselyakh ustoichivogo razvitiya [Competencies of a teacher in the field of education for development] Adukatsia i vykhavanne [Education and upbringing]. 2022;6:6–12. Russian.
Опубликован
2024-10-31
Ключевые слова: метод исследования действием, высшее образование, образование в интересах устойчивого развития, воспитательная работа, компетентностный подход, иноязычное образование, информационно-образовательная среда
Как цитировать
Шиманская, О. (2024). Воспитательный потенциал учебной дисциплины «иностранный язык» в контексте целей устойчивого развития . Журнал Белорусского государственного университета. Экология, 3, 4-10. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/ecology/article/view/6387
Раздел
Социально-экологические проблемы устойчивого развития