Воспитательный потенциал учебной дисциплины «иностранный язык» в контексте целей устойчивого развития
Аннотация
В условиях сокращения аудиторных часов, отводимых на изучение дисциплины «Иностранный язык» в системе общего высшего образования, и запроса на усиление воспитательного потенциала учебных дисциплин и имплементацию идей образования в интересах устойчивого развития в образовательный процесс актуальной становится разработка компетентностно ориентированных заданий, которые позволяли бы одновременно реализовывать учебные и воспитательные задачи, а также цели устойчивого развития. В процессе критического и системного анализа требований, выдвигаемых образовательными стандартами, содержания учебного материала, а также рекомендаций программно-планирующей документации воспитания предложены варианты реализации задач образования в интересах устойчивого развития через содержание учебного материала и способы организации деятельности обучающихся в процессе изучения иностранного языка. Приведены примеры формулировки компетентностно ориентированных заданий, содержания воспитания и планируемых результатов для плана воспитательной и идеологической работы преподавателя.
Для оценки эффективности реализации воспитательного потенциала учебной дисциплины «Иностранный язык» использован метод исследования действием, который заключался в постановке и решении воспитательных задач в системе педагогического иноязычного образования на кафедре иностранных языков филологического факультета Белорусского государственного педагогического университета. В статье впервые описан опыт реализации воспитательного потенциала учебной дисциплины «Иностранный язык» в контексте целей устойчивого развития.
Приведены примеры форм интегрированного обучения иностранному языку и учебному материалу: интеллектуальный батл «National history, heritage, and culture of Belarus», Эстафета мнений «Экологические проблемы Республики Беларусь», Мастер-класс «Spread Awareness, Spread Support», «Earth Quiz» на тему экологии и др. Представлена методика разработки проекта по созданию интерактивного коллажа. Предложены формулировки тематики курсовых и дипломных работ, а также компетентностно ориентированных заданий для итоговой аттестации в контексте целей устойчивого развития. Описанные формы, методы и приемы могут быть использованы преподавателями учреждений высшего образования для реализации воспитательного потенциала дисциплины «Иностранный язык» в контексте целей устойчивого развития.
Литература
- Zubrilina IV. Idei i tsennosti ustoichivogo razvitiya v obrazovatel’nom protsesse [Ideas and values of sustainable development in the educational process]. Narodnaia Asveta [People’s Enlightenment]. 2023;11:3–6. Russian.
- Zubrilina, IV. Implementatsiya idei obrazovaniya v interesakh ustoichivogo razvitiya v natsional’nuyu sistemu obrazovaniya [Implementation of the ideas of education in the interests of sustainable development in the national education system]. Adukatsia i vykhavanne [Education and upbringing]. 2024;3:20–26. Russian.
- Titovets TE, Pozniak AV, Vershinina NA. Sushchnost’ i model’ obrazovatel’noi situatsii v kontekste sovremennogo tezaurusa pedagogicheskoi nauki [The essence and model of the educational situation in the modern Pedagogy thesaurus]. Vesti BDPU. Seryia 1. Pedagogika. Psichalogia. Filasofia [BSPU Bulletin. Vol. 1. Pedagogy. Psychology. Philosophy]. 2021; 2:11–14. Russian.
- Zubrilina I. V. Kompetentsii pedagoga v oblasti obrazovaniya v tselyakh ustoichivogo razvitiya [Competencies of a teacher in the field of education for development] Adukatsia i vykhavanne [Education and upbringing]. 2022;6:6–12. Russian.