Корреляционный анализ относительных погрешностей альтернативных результатов независимой оценки стоимости торговых марок

  • Юрий Владимирович Поздняков Всеукраинское объединение «Украинское общество оценщиков», ул. Генерала Алмазова, 18/7, 01133, г. Киев, Украина https://orcid.org/0000-0001-5849-7345
  • Мария Львовна Лапишко Институт предпринимательства и перспективных технологий Национального университета «Львовская политехника», ул. Горбачевского, 18, 79044, г. Львов, Украина

Аннотация

Рассматривается метод независимой экспертной оценки в области экономических измерений стоимостных характеристик активов. Исследованы показатели неопределенности оценок стоимости брендов на базе данных рейтингов оцененной стоимости самых дорогих торговых марок мира, независимо полученных двумя оценочными компаниями. В качестве критерия степени неопределенности результатов оценки использован объективный количественный показатель ‒ относительная погрешность. Рассматриваются методика и результаты исследования информационного ряда выборки абсолютных и относительных погрешностей альтернативных оценок стоимости брендов. На реальном примере из оценочной практики определены значения этих погрешностей и основные статистические характеристики исследуемой выборки. Установлены и проанализированы количественные характеристики плотности статистической связи между массивами данных погрешностей, полученных при двух противоположных допущениях об истинности/ложности каждого из двух независимых источников данных. Определены значения коэффициентов корреляции и детерминации связи между оцененной стоимостью брендов и значениями их погрешностей. Рассмотрены характеристики взаимосвязи относительных погрешностей альтернативных оценок стоимости брендов в двух вариантах. Выполнена интерпретация полученных результатов. Предложены рекомендации относительно приоритетных направлений дальнейших исследований.

Биографии авторов

Юрий Владимирович Поздняков, Всеукраинское объединение «Украинское общество оценщиков», ул. Генерала Алмазова, 18/7, 01133, г. Киев, Украина

ведущий эксперт-оценщик

Мария Львовна Лапишко, Институт предпринимательства и перспективных технологий Национального университета «Львовская политехника», ул. Горбачевского, 18, 79044, г. Львов, Украина

кандидат экономических наук; профессор кафедры финансов, учета и анализа

Литература

  1. Pozdnyakov JuV, Lapishko ML. Trademark depreciation types influence on it’s value time changes model choice. Shidna Jevropa: ekonomika, biznes ta upravlinnja [Internet]. 2018 [cited 2019 April 21];6(17). Available from: http:// www.easterneurope-ebm.in.ua/17-2018-ukr. Ukrainian.
  2. Pozdnyakov JuV, Lapishko ML. Concordance of the collision of normative requirements for trademark cost determination. Ekonomichnyj analiz. 2018;28(4):43‒49. Ukrainian. DOI: 10.35774/econa2018.04.043.
  3. Fishman JE, Pratt SP, Griffith JC, Wilson DK. Rukovodstvo po otsenke stoimosti biznesa [Guide to business valuations]. Lopatnikov LI, translator. Moscow: Kvinto-konsalting; 2000. 388 р. Russian.
  4. King A. Otsenka spravedlivoj stoimosti dlya finansovoi otchetnosti. Novye trebovaniya FASB [Fair value for financial reporting. The new FASB requirements]. Moscow: Al’pina Pablisher; 2011. 383 р. Russian.
  5. Pozdnyakov YuV, Lapishko ML. Brand name value dynamic time changes influence on it’s depreciation indexes. Infrastruktura rynku [Internet]. 2019 [cited 2019 April 21];28. Available from: http://www.market-infr.od.ua/uk/28-2019. Ukrainian.
  6. Pozdnyakov YuV. The trade mark of enterprise. Visnyk ocinky. 2005;1:5‒22. Ukrainian.
  7. Pozdnyakov YuV, Sadovenko YuP. Divergences of intangible assets evaluation alternative results analysis. Odessa National University Herald. Economy. 2018;23(7):192–197. Ukrainian.
  8. Pozdnyakov YuV, Lapishko ML. Brands valuation results statistical relationship with their absolute errors. Economy and Society [Internet]. 2019 [cited 2019 April 21];20. Available from: http://economyandsociety.in.ua. Ukrainian. DOI: 10.32782/2524-0072/2019-20-100.
  9. Pozdnyakov JuV, Sadovenko JuP. Research of brands alternative value estimations relative errors probability distribution density functions. Regional'na ekonomika ta upravlinnja. 2019;1(23):161–169. Ukrainian.
  10. Novitskii PV, Zograf IA. Otsenka pogreshnostei rezul’tatov izmerenij [Measurements results errors estimation]. Leningrad: Energoatomizdat; 1985. 248 p. Russian.
  11. Sivets SA. Statisticheskie metody v otsenke nedvizhimosti i biznesa [Statistical methods in the real estate and business valuation]. Zaporozh’e: Poligraf; 2001. 320 p. Russian.
  12. Lapishko ML. Osnovy finansovo-statystychnogo analizu ekonomichnyh procesiv [Bases of economic processes financial-statistical analysis]. L’viv: Svit; 1995. 328 p. Ukrainian.
  13. Boyarskii EA. Poryadkovye statistiki. Matematicheskaya statistika dlya ekonomistov [Ordered statistics. Mathematical statistics for economists]. Moscow: Statistika; 1972. 118 p. Russian.
  14. Chygryns’ka OS, Vlasjuk TM. Teorija ekonomichnogo analizu [Theory of economic analysis]. Kyiv: Centr navchal’noi literatury; 2006. 232 p. Ukrainian.
  15. Pozdnyakov YuV. Determination of wear of intellectual property objects: econometric approach. Ekonomika i banki [Internet]. 2019 [cited 2019 December 21]. Available from: http://ojs.polessu.by/EB/issue/view/129. Russian.
  16. Markus YaI, Pozdnyakov JuV, Maksimov SJ, Shalaєv VM, Bulgakova SA, Zaitseva VG, et al. [Control of property evaluation works quality (criticizing, examination)]. Markus YaI, editor. Praktika otsinky maina. 2018;3:104. Ukrainian.
  17. Pozdnyakov YuV, Lapishko ML. Method of substitution with group measurements as a metrological basis of comparative methodical approach application. Socio-economic research bulletin. 2018;2(66):256–268. Ukrainian. DOI: 10.33987/vsed.2(66).2018.256-268.
Опубликован
2020-09-12
Ключевые слова: бренд, торговая марка, товарный знак, нематериальные активы, оценка имущественных прав, абсолютная и относительная погрешности, точность оценки, статистическая взаимосвязь, коэффициент линейной корреляции
Как цитировать
Поздняков, Ю. В., & Лапишко, М. Л. (2020). Корреляционный анализ относительных погрешностей альтернативных результатов независимой оценки стоимости торговых марок. Журнал Белорусского государственного университета. Экономика, 1, 17-28. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/economy/article/view/2293
Раздел
C. Математические и количественные методы