Межстрановые эффекты от интернационализации услуг высшего образования: теоретический и эмпирический анализ
Аннотация
С учетом активного роста международной студенческой мобильности в последние годы представляется актуальным вопрос измерения экономического эффекта от интернационализации для стран, принимающих у себя иностранных студентов, и стран, отправляющих своих студентов для обучения за рубеж. Взяв за основу двухстрановую модель Бергерхоффа для измерения эффективной фондовооруженности с учетом зарубежного образования, были протестированы эффекты от интернационализации услуг высшего образования на примере Республики Беларуси и ЕС. Результаты исследования показали, что интернационализация высшего образования приносит большую выгоду стране, которая принимает у себя иностранных студентов и имеет возможность их удержать после окончания обучения. Однако и в стране, отправляющей своих студентов обучаться за рубеж, также увеличиваются темпы экономического роста, если производительность образования в зарубежной стране выше и какая-то часть граждан возвращается после учебы домой.
Литература
- McMahon WW. The social and external benefits of education. In: Johnes G, Johnes J, editоrs. International handbook on the economics of education. Cheltenham: Edward Elgar Publishing; 2004. p. 211–259. DOI: 10.4337/9781845421694.00011.
- Bergerhoff J, Borghans L, Seegers PhK, Veen T. International education and economic growth. IZA Journal of European Labor Studies. 2013;2(3):1–13. DOI: 10.1186/2193-9012-2-3.
- Lucas RE. On the mechanics of economic development. Journal of Monetary Economics. 1988;22(1):3–42.
- Khatskevich GA, Pranevich AF. Sato – Beckmann classification of accounting for technological progress: genesis, generalisation, and extension. Journal of the Belarusian State University. Economics. 2020;2:4–17. Russian.
- OECD. How many international students stay on in the host country? In: Education at a Glance 2011: Highlights. Paris: OECD Publishing; 2011. р. 34–35. DOI: 10.1787/eag_highlights-2011-14-en.
- Psacharopoulos G, Patrinos HA. Returns to investment in education: a further update. Education Economics. 2004;12(2):111–134.
- Melnikov RM. Evaluating the return on investments in higher and secondary vocational education under modern conditions in Russia. Economical analysis: theory and practice. 2017;16(8):1486–1507. Russian. DOI: 10.24891/ea.16.8.1486.
- Freed BF, editor. Second language acquisition in a study abroad context. Amsterdam: John Benjamins Publishing; 1995. 346 р. DOI: 10.1075/sibil.9.
- Sutton RC, Rubin DL. The glossari project: Initial findings from a system-wide research initiative on study abroad learning outcomes. Frontiers: The Interdisciplinary Journal of Study Abroad. 2004;10(1):65–82. DOI: 10.36366/frontiers.v10i1.133.
- Oosterbeek H, Webbink D. Assessing the returns to studying abroad. CPB Netherlands Bureau for Economic Policy Analysis [Internet] 2006 [cited 2021 January 17];64. Available from: https://www.researchgate.net/publication/4833657_Assessing_the_returns_to_studying_abroad.
Copyright (c) 2022 Журнал Белорусского государственного университета. Экономика
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).