Совершенствование системы подготовки научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь

  • Андрей Аркадьевич Косовский Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь, ул. Академическая, 1, 220072, г. Минск, Беларусь
  • Алексей Григорьевич Климков Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы, пр. Победителей, 7, 220004, г. Минск, Беларусь; ЗАО «Струнные технологии», ул. Железнодорожная, 33, 220089, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Представлен анализ эффективности мер, принятых органами государственного управления Республики Беларусь в 2016–2020 гг. и направленных на развитие системы подготовки научных работников высшей квалификации (НРВК). Установлено, что реализация этих мер позволила увеличить за 5 лет численность обучающихся и приема в докторантуру более чем в 1,5 раза, а также сохранить кадровый научный потенциал страны. Проведен анализ динамики подготовки НРВК за истекшие 5 лет с выявлением тенденций. Определены факторы, негативно влияющие на развитие системы подготовки НРВК. С учетом данных факторов показаны дополнительные стимулы для привлечения в отечественную науку наиболее перспективных научных кадров.

Биографии авторов

Андрей Аркадьевич Косовский, Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь, ул. Академическая, 1, 220072, г. Минск, Беларусь

кандидат экономических наук, доцент; первый заместитель председателя

Алексей Григорьевич Климков, Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы, пр. Победителей, 7, 220004, г. Минск, Беларусь; ЗАО «Струнные технологии», ул. Железнодорожная, 33, 220089, г. Минск, Беларусь

кандидат экономических наук; ведущий научный сотрудник отдела научно-методического обеспечения прогнозирования потребности научных работников высшей квалификации Белорусского института системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы; консультант по научно-исследовательской деятельности ЗАО «Струнные технологии»

Литература

  1. Lopatova NG. Problems of improving the management system for the education of highly qualified scientists in the Republic of Belarus. Scientific works National Institute for Higher Education. 2017;16:371–379. Russian.
  2. Reznik SD. The graduate school – ways of improving efficacy. University management: practice and analysis. 2015;4:106–116. Russian.
  3. Reznik SD. Management thesis in Russia: the process of training and certification of scientific personnel as a control object. University management: practice and analysis. 2012;6:69–77. Russian.
  4. Bednyi BI. [A new model of postgraduate studies: pro et contra]. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017;4:5–16. Russian.
  5. Bednyi BI, Mironos AA. Podgotovka nauchnykh kadrov v vysshei shkole. Sostoyanie i tendentsii razvitiya aspirantury [Trai­ning of scientific personnel in higher education. The state and trends in the development of postgraduate studies]. Nizhny Novgorod: Nizhni Novgorod University Press; 2008. 219 р. Russian.
  6. Gorokhova IV, Nikitskaya EF, Sorokina NYu. Current issues of application of foreign experience of predicting the economic needs in qualified persons in practice of government management in Russian Federation. Vestnik Universiteta. 2018;6:21–27. Russian. DOI: 10.26425/1816-4277-2018-6-21-27.
  7. Evans L. What is effective research leadership? A research-informed perspective. Higher Education Research and Development. 2014;33:46–58. DOI: 10.1080/07294360.2013.864617.
  8. Vekkaila J, Pyhälto К, Hakkarainen К, Keskinen J, Lonka К. Doctoral students key learning experiences in the natural sciences. International Journal for Researcher Development. 2012;3:154–183. DOI: 10.14786/flr.v1i2.43.
  9. Kärner А, Puura V. Doctoral education in transition to knowledge-based society. Trames. 2008;1:95–109. DOI: 10.3176/TR.2008.1.06.
  10. Stamou A. Knowledge management in doctoral education toward knowledge economy. International Journal of Educational Management. 2017;3:320–331. DOI: 10.1108/IJEM-11-2014-0143.
  11. Anderson B, Cutright M, Anderson S. Academic involvement in doctoral education: predictive value of faculty mentorship and intellectual community on doctoral education outcomes. International Journal of Doctoral Studies. 2013;8:195–201. DOI: 10.28945/1923.
  12. Kapshutar MA. Motivation as a post-graduate training quality factor. Tsennosti i smysly. 2016;5:39–47. Russian.
  13. Nikonenko NA, Belov AA, Suturin AK. [Problems quality and efficiency of training of highly qualified researchers in the Republic of Belarus]. In: Khrustalev BM, Solomakho VL, editors. Obrazovanie na osnove menedzhmenta znanii i innovatsii. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-metodicheskoi konferentsii; 17–18 maya 2017 g.; Minsk, Belarus’ [Education based on knowledge and innovation management. Materials of the International scientific and methodological conference; 2017 May 17–18; Minsk; Belarus]. Minsk: Belarusian National Technical University; 2017. p. 69–72. Russian.
  14. Usmonov B. The system of training of scientific and scientific-pedagogical personnel of higher qualification in Europe: experience and problems [Internet]. 2018 [cited 2021 July 1]. Available from: https://www.researchgate.net/publication/324362743_Sistema_podgotovki_naucnyh_i_naucno-pedagogiceskih_kadrov_vyssej_kvalifikacii_v_Evrope_opyt_i_problemy. Russian.
Опубликован
2021-11-29
Ключевые слова: аспирантура, докторантура, система послевузовского образования, научные работники высшей квалификации, государственное управление, стимулирование, кадровый потенциал
Как цитировать
Косовский, А. А., & Климков, А. Г. (2021). Совершенствование системы подготовки научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь. Журнал Белорусского государственного университета. Экономика, 2, 98-105. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/economy/article/view/4207
Раздел
H. Экономика общественного сектора