Моделирование влияния уровня образования и цифровизации на экономический рост

  • Екатерина Геннадьевна Господарик Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, пр. Ленинградский, 49, 125167, г. Москва, Россия
  • Владислав Дмитриевич Ермак Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Построены эконометрические модели экономического роста с экзогенными переменными, отражающими степень образованности, цифровизации и продолжительность жизни населения, а также стартовый уровень валового национального дохода на душу населения. В основу панелей легли данные по 10 развитым и 10 развивающимся странам за последние 30 лет. Применялись базовый метод наименьших квадратов, метод с фиксированными эффектами (в трех версиях) и метод со случайными эффектами. Выявлены лучшие по точности модели. Сделаны экономические выводы.

Биографии авторов

Екатерина Геннадьевна Господарик, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, пр. Ленинградский, 49, 125167, г. Москва, Россия

кандидат экономических наук, доцент; заведующий кафедрой аналитической экономики и эконометрики экономического факультета Белорусского государственного университета, профессор департамента бизнес-аналитики Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Владислав Дмитриевич Ермак, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

студент экономического факультета. Научный руководитель – Е. Г. Господарик

Литература

  1. Schultz TW. Investment in human capital. American Economic Review. 1961;51(1):1–17.
  2. Becker SG. Investment in human capital: a theoretical analysis. Journal of Political Economy. 1962;70(5, part 2):9–49.
  3. Afzal Muhammad, Rehman Hafeez Ur, Farooq Muhammad Shahid, Sarwar Kafeel. Education and economic growth in Pakistan: a co-integration and causality analysis. International Journal of Educational Research. 2001;50(5–6):321–335. DOI: 10.1016/ j.ijer.2011.10.004.
  4. Fernandez E, Mauro P. The role of human capital in economic growth: the case of Spain [Internet]. Washington: International Monetary Fund; 2000 [cited 2022 April 4]. 27 p. (IMF working paper). Available from: https://www.imf.org/en/publications/wp/issues/2016/12/30/the-role-of-human-capital-in-economic-growth-the-case-of-spain-3401.
  5. Gylfason T, Zoeg G. Education, social equality and economic growth: a view of the landscape. CESifo Economic Studies. 2003;49(4):557–579. DOI: 10.1093/cesifo/49.4.557.
  6. Loening JL, Bhaskara Rao B, Singh R. Effects of education on economic growth: evidence from Guatemala. Munich: Munich Personal RePEc Archive; 2010 [cited 2022 April 4]. 36 p. (MPRA paper). Available from: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/23665.
  7. Hassan Gazi, Cooray Arusha. Effects of male and female education on economic growth: some evidence from Asia. Journal of Asian Economics. 2014;28(1):701–709. DOI: 10.1016/j.asieco.2014.09.001.
  8. Ying Wang, Shasha Liu. Human capital and economic growth: empirical research on 55 countries and regions (1960 –2009). Theoretical Economics Letters. 2016;6(2):347–355. DOI: 10.4236/tel.2016.62039.
  9. Tiantian Zhu, Huarong Peng, Zhang Yuejun. The influence of higher education development on economic growth: evidence from central China. Higher Education Policy. 2018;31:139–157. DOI: 10.1057/s41307-017-0047-7.
  10. Solarin Sakiru Adebola, Yeeyen Yuen. A global analysis of the impact of research output on economic growth. Scientometrics. 2016;108(2):855–874. DOI: 10.1007/ s11192-016-2002-6.
  11. Liping Liao, Minzhe Du, Bing Wang, Yanni Yu. The impact of educational investment on sustainable economic growth in Guangdong, China: a co-integration and causality analysis. Sustainability. 2019;11(3):766. DOI: 10.3390/su11030766.
  12. Goloventchik GG, Kovalev MM. Digital transformation and economic growth (on the example of the Belarusian economy). Journal of the Belarusian State University. Economics. 2018;1:102–121. Russian.
  13. Gospodarik CG, Losyakina PV. Analysis of the impact of digital and financial development of the country on its economic growth on the example of Belarus. Journal of the Belarusian State University. Economics. 2022;1:65–78. Russian.
  14. Balash BA, Balash OS. Modeli lineinoi regressii dlya panel’nykh dannykh [Linear regression models for panel data]. Moscow: The Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics; 2002. 67 p. Russian.
  15. Aivazyan SA, Mkhitaryan VS. Prikladnaya statistika i osnovy ekonometriki [Applied statistics and fundamentals of econometrics]. Moscow: Yuniti; 1998. 1000 p. Russian.
  16. Gospodarik CG, Kovalev MM. EAES-2050: global’nye trendy i evraziiskaya ekonomicheskaya politika [The EAEU-2050: global trends and Eurasian economics policy]. Minsk: Belarusian State University; 2015. 152 p. Russian.
Опубликован
2022-11-18
Ключевые слова: экономический рост, образование, цифровизация, моделирование экономического роста
Как цитировать
Господарик, Е. Г., & Ермак, В. Д. (2022). Моделирование влияния уровня образования и цифровизации на экономический рост. Журнал Белорусского государственного университета. Экономика, 2, 81-92. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/economy/article/view/5141
Раздел
O. Экономическое развитие, инновации, технологические изменения и рост