Экономико-географические факторы развития воздушного транспорта и доступность пассажирских авиаперевозок в Республике Беларусь

  • Екатерина Анатольевна Антипова Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Республика Беларусь
  • Татьяна Владимировна Сливинская Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Выявлены и проанализированы экономико-географические факторы развития авиационного транспорта, определено их влияние на уровень доступности пассажирских авиаперевозок в Республике Беларусь в 2005–2017 гг. Актуальность исследования факторов развития воздушного транспорта в Беларуси обусловлена географической спецификой страны и отсутствием в последние десятилетия отечественных работ подобной тематики. На основе корреляционного анализа предложена авторская группировка факторов развития воздушного транспорта с выделением главных, дополнительных и второстепенных, что выступило основанием для выявления дифференциации административных районов Беларуси по уровню доступности пассажирских авиаперевозок. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в стране 60 % административных районов, или около 40 % населения, ограничены в возможности потребления услуг воздушного транспорта, что требует диверсификации количества перевозчиков и более интенсивного применения существующей авиатранспортной инфраструктуры. Исходя из этого, отдельное внимание уделено вопросам использования ресурсов местных аэропортов и потенциального развития отечественного регионального авиасообщения. Данные предложения позволят повысить доступность пассажирских авиаперевозок, что снизит до 10 % долю населения, которое ограничено в возможностях потребления услуг воздушного транспорта.

Биографии авторов

Екатерина Анатольевна Антипова, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Республика Беларусь

доктор географических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической и социальной географии географического факультета

Татьяна Владимировна Сливинская, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

преподаватель кафедры экономической и социальной географии факультета географии и геоинформатики.

Литература

  1. Rodrigue J-P, Comtois C, Slack B. The geography of transport systems. 3rd edition. London: Routledge; 2013. 416 p.
  2. Geografiya SSSR. Tom 10. Geografiya transporta [Geography of the USSR. Volume 10. Geography of transportation]. Moscow: [VINITI]; 1973. 170 p. Russian.
  3. Bugromenko VN. Transport v territorial’nykh sistemakh [Transport in territorial systems]. Moscow: Nauka; 1987. 111 p. Russian.
  4. Ivanov MV. Razvitie transportnoi infrastruktury regiona: faktory, napravleniya, instrumentarii otsenki [Development of the transport infrastructure of the region: factors, directions, assessment tools] [master’s theses]. Nizhniy Novgorod: Volzhskiy gosudarstvennyy universitet vodnogo transporta; 2016. 24 p. Russian.
  5. Bowen J. Network change, deregulation, and access in the global airline industry. Economic Geography. 2002;78(4):425–439.
  6. Burghouwt G, Hakfoort JR, Ritsema van Eck J. The spatial configuration of airline networks in Europe. Journal of Air Transport Management. 2003;9(5):309–323.
  7. Cook AJ, Kluge1 U, Paul A, Cristóbal S. Factors influencing European passenger demand for air transport. In: Air Transport Research Society World Conference; 2017 July 5–8; Belgium. [Antwerp]: Air Transport Research Society; 2017. p. 1–14.
  8. Goetz AR, Sutton CJ. The geography of deregulation in the U.S. airline industry. Annals of the Association of American Geographers. 1997;87(2):238–263. DOI: 10.1111/0004-5608.872052.
  9. Vukolov VN. Problems of using air transport in the tourism business and possible solutions. Vestnik universiteta Turan. 2012;4:105–109. Russian.
  10. Guseva MV. Main trends of the tourism industry to ensure air transport in modern conditions. Finansovaya zhizn’. 2011;1: 81–84. Russian.
  11. Mansurov EN, Kharitonova NV. European budget low-costers: history, business model and role in tourism. Geograficheskii vestnik. 2010;3:80–85. Russian.
  12. Sarancha MA. Estimation of transport provided of territory of the Udmurt Republic with use of GIS for turist-recreational researches. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Biologiya. Nauki o Zemle. 2010;2:64–68. Russian.
  13. Dubovik VO. Evaluation of transport accessibility of Uruguayan and Bolivian towns. Vestnik Moskovskogo universiteta. Se¬riya 5. Geografiya. 2014;3:57–63. Russian.
  14. Tarkhov SA. Izmenenie svyaznosti prostranstva Rossii (na primere aviapassazhirskogo soobshcheniya) [Spatial connectivity of Russia: air passengers flow’s case]. Moscow: Oikumena; 2015. 154 p. Russian.
  15. Bezruchonak AP. Scenarios of air transportation network organization under conditions of European airline market transformation (the case of the Republic of Belarus). Regional’nye issledovaniya. 2011;4:95–106. Russian.
  16. Struk MI, Slivinskaya TV. Evaluation of the intensity of air transportation in the European region. Journal of the Belarusian State University. Geography and Geology. 2017;2:82–91. Russian.
  17. Gorkin AP, editor. Sotsial’no-ekonomicheskaya geografiya: ponyatiya i terminy [Socio-economic geography: concepts and terms]. Smolensk: Oikumena; 2013. 328 p. Russian.
  18. Blaug M. [Economic theory of the use of space and the classical theory of the allocation of production]. In: Blaug M. Ekonomicheskaya mysl’ v retrospektive [Economic thought in retrospect]. Moscow: Delo; 1994. p. 568–585. Russian.
  19. Abler R. Distance, intercommunications, and geography. Proceedings of the Association of American Geographers. 1971;3:1–4.
  20. Kish G. Soviet air transport. Geographical Review. 1958;48:309–320. DOI: 10.2307/212254.
  21. Marchand B. Deformation of a transportation surface. Annals of the Association of American Geographers. 1973;63(4):507–521.
  22. Snyder DE. Commercial passenger linkages and the metropolitan nodality of Montevideo. Economic Geography. 1962;38: 95–112.
  23. Ullman E. Transportation geography. In: James PE, Jones CF, editors. American geography: inventory and prospect. [S. l.]: Syracuse University Press; 1954. p. 310–332.
  24. Warntz W. Global science and the tyranny of space. Papers of the Regional Science Association. 1968;20:7–19.
  25. World Development Report 2009: reshaping economic geography. Washington: World Bank; 2009. 383 p. Russian edition: Novyi vzglyad na ekonomicheskuyu geografiyu. Doklad o mirovom razvitii. Moscow: Ves’ mir; 2009. 408 p.
  26. Antipova EА, Shavel AN, Zaprudskij II. Economic and geographical and socio-economic differences of regions of the Republic of Belarus as a basis for improvement of administrative-territorial division. Journal of the Belarusian State University. Geography and Geology. 2019;1:3–21. Russian. DOI: 10.33581/2521-6740-2019-1-3-21.
  27. Zubarevich NV, Safronov SG. Regional inequality in large post-Soviet countries. Izvestiya Rossiiskoi akademii nauk. Seriya geograficheskaya. 2011;1:17–30. Russian.
Опубликован
2020-12-29
Ключевые слова: география транспорта, воздушный транспорт, факторный анализ, транспортная доступность, пассажирские авиаперевозки
Как цитировать
Антипова, Е. А., & Сливинская, Т. В. (2020). Экономико-географические факторы развития воздушного транспорта и доступность пассажирских авиаперевозок в Республике Беларусь. Журнал Белорусского государственного университета. География. Геология, 2, 47-59. https://doi.org/10.33581/2521-6740-2020-2-47-59