Реформа высшего образования и технические вузы Беларуси в 1930–1936 гг.
Аннотация
Проанализированы основные направления реформирования высшего технического образования СССР в 1930-х гг. Отмечены особенности данного процесса в Беларуси. На основании впервые введенных в научный оборот архивных материалов раскрывается специфика развития высшей технической школы Беларуси на примере Белорусского государственного политехнического института (Минск) и Белорусского государственного механико-машиностроительного института (Гомель). Отмечается, что начальный период перестройки высшей школы в СССР на западноевропейских принципах показал свою несостоятельность. Огромные территории, масштабные проекты индустриализации и коллективизации требовали внимания не узкого специалиста, а инженера, способного решать сложные, комплексные проблемы. Сельскохозяйственное машиностроение уже в 1930 г. начало отказываться от применения западноевропейских образцов техники, так как в условиях создаваемых колхозов и совхозов они были малопроизводительными и неэффективными. Данные обстоятельства содействовали изменению концепции высшего образования, которая сориентировалась в 1932 г. на сохранение университетов, укрупнение вузов и специальностей. Проведенные реформы были закреплены Конституцией СССР 1936 г., что позволило высшей школе приобрести позитивные черты – общедоступность, демократичность и фундаментальность. Ликвидация в 1936 г. Всесоюзного комитета по высшему техническому образованию при СНК СССР и создание Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР означали завершение процесса построения высшей школы в СССР.
Литература
- Volkova IV. The Soviet schools in preparation for the Great Patriotic War: the critical year of 1936. Problems of modern education. 2012;6:125–138. Russian.
- Zelev MV. The formation of the system of higher and secondary technical education in the Middle Volga, 1928–1932. Integration of Education. 2013;4(73):69–77. Russian.
- Pisanova AK. [Modernisation of higher education in the Soviet period in Russian historiography]. Proceedings of Petersburg Transport University. 2013;1:194–199. Russian.
- Donchenko AS, Samolovova TN. Reforming of the Soviet state higher educational establishment in the decrees and resolutions of the party and the government (1917–1938). The Bulletin of KrasGAU. 2014;10:229–235. Russian.
- Kostenko IP. Problema kachestva matematicheskogo obrazovaniya v svete istoricheskoi retrospektivy [The problem of the quality of mathematical education in the light of historical retrospect]. Moscow: Rostov State Transport University (branch in Krasnodar); 2013. 502 p. Russian.
- Kuksa AN. [BSPI: the first technical university of Belarus]. Vesnik Magiljowskaga dzjarzhawnaga universitjeta imja A. A. Kuljashova. 2022;1:69–73. Russian.
- Kuksa AN. [The revival of the Belarusian Higher Education Institution and the form of higher education in 1930]. Vyshjejshaja shkola. 2022;2:47–51. Russian.
Copyright (c) 2022 Журнал Белорусского государственного университета. История
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).