Реформа высшего образования и технические вузы Беларуси в 1930–1936 гг.

  • Александр Николаевич Кукса Белорусский национальный технический университет, пр. Независимости, 65, 220053, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Проанализированы основные направления реформирования высшего технического образования СССР в 1930-х гг. Отмечены особенности данного процесса в Беларуси. На основании впервые введенных в научный оборот архивных материалов раскрывается специфика развития высшей технической школы Беларуси на примере Белорусского государственного политехнического института (Минск) и Белорусского государственного механико-машиностроительного института (Гомель). Отмечается, что начальный период перестройки высшей школы в СССР на западноевропейских принципах показал свою несостоятельность. Огромные территории, масштабные проекты индустриализации и коллективизации требовали внимания не узкого специалиста, а инженера, способного решать сложные, комплексные проблемы. Сельскохозяйственное машиностроение уже в 1930 г. начало отказываться от применения западноевропейских образцов техники, так как в условиях создаваемых колхозов и совхозов они были малопроизводительными и неэффективными. Данные обстоятельства содействовали изменению концепции высшего образования, которая сориентировалась в 1932 г. на сохранение университетов, укрупнение вузов и специальностей. Проведенные реформы были закреплены Конституцией СССР 1936 г., что позволило высшей школе приобрести позитивные черты – общедоступность, демократичность и фундаментальность. Ликвидация в 1936 г. Всесоюзного комитета по высшему техническому образованию при СНК СССР и создание Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР означали завершение процесса построения высшей школы в СССР.

Биография автора

Александр Николаевич Кукса, Белорусский национальный технический университет, пр. Независимости, 65, 220053, г. Минск, Беларусь

кандидат исторических наук, доцент; заведующий кафедрой истории факультета технологий управления и гуманитаризации

Литература

  1. Volkova IV. The Soviet schools in preparation for the Great Patriotic War: the critical year of 1936. Problems of modern education. 2012;6:125–138. Russian.
  2. Zelev MV. The formation of the system of higher and secondary technical education in the Middle Volga, 1928–1932. Integration of Education. 2013;4(73):69–77. Russian.
  3. Pisanova AK. [Modernisation of higher education in the Soviet period in Russian historiography]. Proceedings of Petersburg Transport University. 2013;1:194–199. Russian.
  4. Donchenko AS, Samolovova TN. Reforming of the Soviet state higher educational establishment in the decrees and resolutions of the party and the government (1917–1938). The Bulletin of KrasGAU. 2014;10:229–235. Russian.
  5. Kostenko IP. Problema kachestva matematicheskogo obrazovaniya v svete istoricheskoi retrospektivy [The problem of the quality of mathematical education in the light of historical retrospect]. Moscow: Rostov State Transport University (branch in Krasnodar); 2013. 502 p. Russian.
  6. Kuksa AN. [BSPI: the first technical university of Belarus]. Vesnik Magiljowskaga dzjarzhawnaga universitjeta imja A. A. Kuljashova. 2022;1:69–73. Russian.
  7. Kuksa AN. [The revival of the Belarusian Higher Education Institution and the form of higher education in 1930]. Vyshjejshaja shkola. 2022;2:47–51. Russian.
Опубликован
2022-10-27
Ключевые слова: высшая техническая школа, Белорусский государственный политехнический институт, Белорусский государственный механико-машиностроительный институт, строительный институт, энергетический институт, лесотехнический институт, химико-технологический институт
Как цитировать
Кукса А. Н. Реформа высшего образования и технические вузы Беларуси в 1930–1936 гг. // Журнал Белорусского государственного университета. История. 2022. 4. СС. 5-14.