Историческая география религиозной конкуренции в Индии в XX – начале XXI в.

  • Станислав Анатольевич Горохов Институт Африки РАН, ул. Спиридоновка, 30, корп. 1, 123001, г. Москва, Россия
  • Руслан Васильевич Дмитриев Институт Африки РАН, ул. Спиридоновка, 30, корп. 1, 123001, г. Москва, Россия
  • Иван Андреевич Захаров Институт Африки РАН, ул. Спиридоновка, 30, корп. 1, 123001, г. Москва, Россия

Аннотация

В основу определения уровня конкуренции положена гипотеза о том, что одна религия сменяет другую в результате циклического изменения долей адептов в структуре населения, а также в результате изменения обобщающего их значения модифицированного индекса религиозной мозаичности. Отмечается, что в течение XX в. конкуренция между индийскими религиями, исламом и христианством в Индии возрастала достаточно медленно вследствие различий, во-первых, в механизмах их экспансии, во-вторых, в территориальной приуроченности последней. На первом этапе все религии распространялись путем диффузии расширения (ислам – через крупные города в Джамму и Кашмире, Западной Бенгалии, Керале и Дели; христианство – через сельскую местность на северо-востоке страны, в Сиккиме, на Андаманских и Никобарских островах, частично в Одише; индийские религии – в Дамане и Диу, Лакшадвипе, Пудуччери и Гоа). В дальнейшем христианство сохранило этот механизм, ислам путем диффузии перемещения распространился на новые территории (Андхра-Прадеш, Ассам, Джаркханд, Уттаракханд, Уттар-Прадеш, Бихар, Махараштра, Карнатака и т. д.) при одновременном сокращении доли районов старого освоения. Пространство индийских религий сменило вектор развития, перейдя путем сепарации стягивания к сжатию за счет оставления ранее освоенных районов. Основными регионами религиозной конкуренции в настоящее время являются территории в пределах треугольника Амритсар – Раджкот – Бхубанешвар, где лидирующие индийские религии противостоят растущему исламу, а также северо-восток страны, где индийские религии уже почти вытеснены христианством и ислам быстро увеличивает число своих адептов.

Биографии авторов

Станислав Анатольевич Горохов, Институт Африки РАН, ул. Спиридоновка, 30, корп. 1, 123001, г. Москва, Россия

доктор географических наук, доцент; ведущий научный сотрудник

Руслан Васильевич Дмитриев, Институт Африки РАН, ул. Спиридоновка, 30, корп. 1, 123001, г. Москва, Россия

доктор географических наук; ведущий научный сотрудник

Иван Андреевич Захаров, Институт Африки РАН, ул. Спиридоновка, 30, корп. 1, 123001, г. Москва, Россия

кандидат географических наук; старший научный сотрудник

Литература

  1. Frolov AV. Local conflict: modern tools. Journal of the Institute for African Studies. 2019;46(1):17–35. Russian. DOI: 10.31132/2412-5717-2019-46-1-17-35.
  2. Gorokhov SA. The cyclical movement of religions: from unity toward… unity. Herald of the Russian Academy of Sciences. 2019;89(4):388–395. DOI: 10.1134/S1019331619040026.
  3. Finke R, Stark R. The dynamics of religious economies. In: Dillon M, editor. Handbook of the sociology of religion. New York: Cambridge University Press; 2003. p. 96–109. DOI: 10.1017/CBO9780511807961.008.
  4. Büttner M. Religion and geography: impulses for a new dialogue between religionswissenschaftlern and geographers. Numen. 1974;21(3):163–196. DOI: 10.2307/3269772.
  5. Berdyaev N. Novoe srednevekov’e [The new Middle Ages]. Moscow: Direkt-Media; 2008. 114 p. Russian.
  6. Sorokin PA. A survey of the cyclical conceptions of social and historical process. Social Forces. 1927;6(1):28–40. DOI: 10.2307/3004654.
  7. Toynbee AJ. A study of history. Oxford: Oxford University Press; 1934–1961. 12 volumes.
  8. Weber L. Le rythme du progrès: etude sociologique. Paris: F. Alcan; 1913. 311 p.
  9. Kondratieff ND. Bol’shie tsikly kon’yunktury i teoriya predvideniya. Izbrannye trudy [Long cycles of business activity and the theory of foresight. Selected works]. Moscow: Ekonomika; 2002. 767 p. Russian.
  10. Pareto V. Les systèmes socialistes. Volume 1. Paris: V. Giard et E. Briére; 1902. 406 p.
  11. Guignebert Ch. L’Évolution des dogmes. Paris: Flammarion; 1910. 351 p.
  12. Sergeev M. Theory of religious cycles: tradition, modernity, and the Baha’i faith. Leiden: Brill; 2015. 161 p.
  13. Savateev AD. [Political Islam in conceptions of Russian researchers]. Islam in the Modern World. 2015;11(2):109–118. DOI: 10.20536/2074-1529-2015-11-2-109-118.
  14. Ferrari G. Teoria dei periodi politici. Milano: Hoeply; 1874. 621 p.
  15. Gorokhov SA. [India. Religion, demography and the policy]. Asia and Africa Today. 2011;7:24–32. Russian.
  16. Zakharov IA, Gorokhov SA, Dmitriev RV. The role of the religious factor in the formation of conflict zones in Africa. Vestnik of Saint Petersburg University. Earth Sciences. 2020;65(4):640–653. Russian. DOI: 10.21638/spbu07.2020.402.
  17. Joshi AP, Srinivas MD, Bajaj JK. Religious demography of India. Chennai: Centre for Policy Studies; 2003. 358 p.
  18. Petrov VV. Naselenie Indii [Population of India]. Moscow: Nauka; 1978. 143 p. Russian.
  19. Talreja KM. Secessionism in India. Mumbai: Rashtriya Chetana Prakashan; 1996. 622 p.
  20. Brown D, James P. Religious characteristics of states dataset project – Demographics v. 2.0 [Internet]. 2019 [cited 2022 July 29]. Available from: https://osf.io/asg25/download.
  21. Johnson TM, Ross KR, editors. Atlas of global Christianity: 1910–2010. Edinburgh: Edinburgh University Press; 2009. 384 p.
  22. Barrett DB, Kurian TK, Johnson TM. World Christian encyclopedia: a comparative survey of churches and religions in the modern world. Volume 1. 2nd edition. New York: Oxford University Press; 2001. 876 p.
Опубликован
2023-01-25
Ключевые слова: Индия, религиозная конкуренция, индийские религии, ислам, христианство
Поддерживающие организации Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (грант № 19-18-00054-П).
Как цитировать
Горохов С. А., Дмитриев Р. В., Захаров И. А. Историческая география религиозной конкуренции в Индии в XX – начале XXI в. // Журнал Белорусского государственного университета. История. 2023. 1. СС. 28-37.