Российский опыт развития системы туристических информационных центров: пути применения в Республике Беларусь

  • Дмитрий Викторович Морозов Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь; Национальное агентство по туризму, ул. Кирова, 8, корп. 2, офис 909, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Анализируется становление и функционирование системы туристических информационных центров (ТИЦ) в Российской Федерации. Описываются пути применения российского туристического опыта в Республике Беларусь. Исследуется белорусская и зарубежная историография по данной теме. Отмечается, что в научной литературе деятельность ТИЦ освещена недостаточно. Рассматриваются цели и задачи российских ТИЦ. Отмечаются их наиболее значимые достижения: создание некоммерческого партнерства «Национальная ассоциация информационно-туристских организаций», разработка ГОСТа, а также единого брендбука для ТИЦ, внедрение передвижных ТИЦ и т. д. Приводятся статистические данные некоммерческого партнерства «Национальная ассоциация информационно-туристских организаций», а также мнения экспертов в области туристической деятельности. Анализируются проблемы в указанной сфере, в частности нездоровая конкуренция среди ТИЦ, разных по организационно-правовой форме, перегруженность государственных ТИЦ административными задачами и т. д. Формулируются рекомендации по внедрению успешных
российских практик в области туризма в Беларуси (например, партнерство ТИЦ с автозаправочными станциями, открытие ТИЦ на базе университетов и музейных учреждений). Предлагаются пути расширения профессиональных связей между белорусскими и российскими специалистами в данной области: обмен сведениями о наиболее актуальных туристических событиях для россиян в Беларуси и для белорусов в России, организация тренингов для сотрудников ТИЦ в рамках профильных выставок, форумов и конференций с приглашением специалистов некоммерческого партнерства «Национальная ассоциация информационно-туристских организаций», участие руководителей белорусских ТИЦ в мероприятиях, организованных российскими коллегами.

Биография автора

Дмитрий Викторович Морозов, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь; Национальное агентство по туризму, ул. Кирова, 8, корп. 2, офис 909, 220030, г. Минск, Беларусь

кандидат исторических наук; доцент кафедры международного туризма факультета международных отношений Белорусского государственного университета, директор Национального агентства по туризму

Литература

  1. Reshetnikov DG, Karnaukh EA, Reshetnikova AN. Improvement of the functioning of tourist information centers system of Belarus. In: Shadurskii VG, compiler. Belarus’ v sovremennom mire. Belarus’ u suchasnym svece. Materialy XVIII Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, posvyashchennoi 98-letiyu obrazovaniya Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta; 30 oktyabrya 2019 g.; Minsk, Belarus’ [Belarus in the modern world. Belarus in the modern world. Materials of the 18th International scientific conference, devoted to the 98th anniversary of the Belarusian State University; 2019 October 30; Minsk, Belarus]. Minsk: Belarusian State University; 2019. p. 358–364. Russian.
  2. Plytnik EG, Rogovoi IA. [To the creation of the tourist information center of Vitebsk]. Sovremennoe obrazovanie Vitebshchiny. 2018;21(3):11–14. Russian.
  3. Akimova OS. Logistics management in the of the tourist information center activity. Vestnik Saratov State Technical University. 2007;4(1):161–166. Russian.
  4. Sharafutdinova EV. [Problems and prospects of creating tourist information centers in Russia]. Bulletin of the National Academy of Tourism. 2009;3:59–62. Russian.
  5. Chernyakina OA. The role of tourist information centre in the complex approach to the formation of tourism recreation cluster. Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2013;140(12):49–51. Russian.
  6. Petrachkova ZZ. [Outsourcing services by Russian tourist information centers to tourist organizations on the basis of mutually beneficial partnership]. Servis v Rossii i za rubezhom. 2013;46(8):154–159. Russian.
  7. Zhdanchikov PA. The development of the system of tourist information centers in Russian regions. Regional Economics: Theory and Practice. 2015;400(25):13–26. Russian.
  8. Kormishova AV, Strigunova DP. [Organisational and legal issues of development of tourist information centers as subjects of tourist communications management]. Innovations and investments. 2013;8:192–195. Russian.
  9. Kormishova AV. Tendencies and problems of tourist information centres in Russia. European Science. 2017;24(2):51–54. Russian.
  10. Kormishova AV. Prospects of development of tourist information centres. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2017;1(3);1:66–68. Russian.
  11. Nikonova ER, Churliaev BA. Architectural concept of tourist information centre as possibility of advance of tourist navigation across Penza and the Penza region. Perspectives of Science and Education. 2014;11(5):145–151. Russian.
  12. Kim OV, Kiryanova LG, Yumatov KV. Organization of the tourist information centre in the region on the basis of the university: the specificity and objectives. Service Plus. 2016;10(2):26–33. Russian. DOI: 10.12737/19455.
  13. Karpova GA, Pesotskaya EV, Tkachev VA. Tourist information centers and their role in enhancing the competitiveness of tourism clusters. Service Plus. 2017;11(3):11–20. Russian. DOI: 10.22412/1993-7768-11-3-2.
  14. Zyryanova IS. Geographical peculiarities of location tourist information centers. Geographical Bulletin. 2018;46(3):97–106. Russian. DOI: 10.17072/2079-7877-2018-3-97-106.
  15. Smirnova AA. [Comparison and evaluation of tourist information centers on the example of the Vologda region and Oslo]. In: Afanas’ev OE, Yudina EV, editors. Biznes-tekhnologii v turizme i gostepriimstve. Sbornik statei i tezisov nauchnykh dokladov studentov i aspirantov po itogam II nauchnoi konferentsii; 28 marta 2019 g.; Cherkizovo, Rossiya [Business technologies in tourism and hospitality. Collection of articles and theses of scientific reports of students and graduate students on the results of the 2nd scientific conference; 2019 March 28; Cherkizovo, Russia]. Moscow: Rusains; 2019. p. 413–420. Russian.
  16. Gorbacheva IP, Phenogenova VV. Experience of creation and functioning of tourist and information center in Russia: tourist and information center «Dmitrov» in Moscow region. Sovremennye problemy servisa i turizma. 2015;9(3):136–140. Russian. DOI: 10.12737/12893.
  17. Yarygina OV. Development of the TICs as the foundation of main tourism informational portal in the Moscow region. Vestnik RIAT. 2017;4:131–136. Russian.
  18. Silina ED, Chernova TV, Abdulmanapova MZ. [The role of tourist information centers in tourism industry development (on the example of Moscow region)]. Universities for Tourism and Service Association Bulletin. 2019;13(1):90–96. Russian.
Опубликован
2023-04-27
Ключевые слова: туристические информационные центры, Российская Федерация, Республика Беларусь, некоммерческое партнерство «Национальная ассоциация информационно-туристских организаций», туризм, кластерный подход, центры компетенций, внутренний туризм, въездной туризм
Поддерживающие организации Автор выражает благодарность директору некоммерческого партнерства «Национальная ассоциация информационно-туристских организаций» М. В. Ушакову за ценные экспертные заключения и приглашение на III Всероссийский съезд туристско-информационных организаций, а также руководителю проектов ассоциации В. А. Истоминой за консультации и предоставленную инфографику.
Как цитировать
Морозов Д. В. Российский опыт развития системы туристических информационных центров: пути применения в Республике Беларусь // Журнал Белорусского государственного университета. История. 2023. 2. СС. 55-64.