Медиаобраз страны в международном вещании: содержание понятия и стратегии формирования

  • Виктория Михайловна Петкевич Институт журналистики БГУ, ул. Кальварийская, 9, 220004, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Анализируются понятия «медиаобраз» как сложное полисистемное психологическое образование и «медиаобраз страны» как суммарное представление об этой стране, которое формируется СМИ через отражение ее образа в журналистских материалах. Отмечено, что при создании позитивного образа страны современные массмедиа учитывают ее историю, традиции и обычаи, экономические, спортивные, образовательные, культурные и другие достижения, образ жизни населения, экологию. Утверждается, что степень представленности перечисленных аспектов может колебаться, однако определяющим остается целенаправленное заполнение каждой выделенной информационной ячейки в медиасознании представителей определенной лингвокультуры. Указано, что принципы и средства конструирования реальности регулярно меняются в соответствии с изменениями на глобальном и локальном уровнях, поэтому теорию конструирования реальности под непосредственным воздействием СМИ нельзя считать исчерпывающей и сформулированной в полной мере. Замечено, что реализация этих возможностей в области СМИ зависит от выбора наиболее эффективных коммуникативных стратегий – комплекса средств и способов продвижения образа страны в медиапространстве, поэтому формирование ее внешнего медиаобраза должно осуществляться через комплексную реализацию четырех ключевых стратегий: стратегии моделирования, имиджевой стратегии, контент-стратегии и коммуникативной стратегии.

Биография автора

Виктория Михайловна Петкевич, Институт журналистики БГУ, ул. Кальварийская, 9, 220004, г. Минск, Беларусь

аспирантка кафедры теории и методологии журналистики. Научный руководитель – кандидат филологических наук, доцент А. И. Басова

Литература

  1. Zemlyanova L. M. Zhurnalistika i kommunikativistika. Kontseptualizatsiya mediinykh protsessov v sovremennoi zarubezhnoi nauke [Journalism and communication studies. Conceptualization of media processes in modern foreign science]. Moscow : MediaMir, 2012 (in Russ.).
  2. Vartanova E. L. [Theme of the issue: «The image of Russia in foreign media»]. Medi@lmanakh [Mediaalmanac]. 2007. No. 6. P. 3 (in Russ.).
  3. Monastyreva O. V. Metody prodvizheniya obraza strany v praktike «Mezhdunarodnogo radio Kitaya»: funktsionalnye i tvorcheskie kharakteristiki veshchaniya na russkom yazyke [Methods of promoting the image of the country in the practice of «International Radio of China»: the functional and creative characteristics of broadcasting into Russian] : abstr. diss. … PhD (philol.) : 10.01.10. Blagoveshchensk, 2011. URL: http://www.dissercat.com/content/metody-prodvizheniya-obraza-strany-v-praktike-mezh duna rodno go-radio-kitaya (date of access: 17.09.2017) (in Russ.).
  4. Bogdan E. N. [Media image of Russia as a tool of consolidating society: structural and functional characteristics] : thesis of diss. … PhD (philol.) : 10.01.10. Moscow, 2007 (in Russ.).
  5. Khochunskaya L. V. The phenomenon of the media image: the socio-psychological aspect. RUDN J. of stud. in lit. and journalism. 2013. No. 2. P. 91–95 (in Russ.).
  6. Glagoleva A. V. «Chuzhoe slovo» v zagolovkakh gazetnykh tekstov: diskreditatsiya imidzha [«Another word» in the
  7. headlines of newspaper texts: discrediting of the image] : thesis of diss. … PhD (philol.) : 10.01.10. Moscow, 2014 (in Russ.).
  8. Zheltukhina M. R., Omel'chenko A. V. Sozdanie politicheskogo imidzha Rossii v zarubezhnykh SMI [Creating a political image of Russia in foreign media]. In: Obraz Rossii v zarubezhnom politicheskom diskurse: stereotipy, mify i metafory [The image of Russia in foreign political discourse: stereotypes, myths and metaphors] : mater. of Int. sci. conf. (Yekaterinburg, 13–17 Sept., 2010). Yekaterinburg, 2010. P. 59–62 (in Russ.).
  9. Prigozhin I., Stengers I. Poryadok iz khaosa. Novyi dialog cheloveka s prirodoi [Order from chaos. A new dialogue between man and nature]. Moscow : Progress, 1986 (in Russ.).
  10. Solomatin A. N. Kommunikativnye strategii formirovaniya mezhdunarodnogo imidzha Rossii (na primere telekanala
  11. RT – Russia Today) [Communicative strategies for the formation of the international image of Russia (on the example of RT–Russia Today)] : thesis of diss. … PhD (philol.) : 10.01.10. Moscow, 2014 (in Russ.).
  12. Vasilenko I. A. (ed.). [Image strategy of Russia in the context of world experience]. Moscow : Mezhdunar. otnosh., 2013 (in Russ.).
  13. Halvorson K., Rach M. Kontentnaya strategiya upravleniya saitom [Content strategy for the web]. 2 nd ed. Saint Petersburg : Piter, 2013 (in Russ.).
  14. Kashkin V. B. Vvedenie v teoriyu kommunikatsii [Introduction to the theory of communication]. Moscow : FLINTA, 2013 (in Russ.).
Опубликован
2019-03-30
Ключевые слова: медиаобраз, международное вещание, коммуникативная стратегия, информационный контент, гуманитарные технологии, фреймирование
Как цитировать
Петкевич, В. М. (2019). Медиаобраз страны в международном вещании: содержание понятия и стратегии формирования. Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика, 1, 56-62. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/journalism/article/view/2373