Мессенджеры в профессиональной коммуникации журналистов и PR-специалистов в странах Евразийского экономического союза

  • Илья Анатольевич Быков Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская набережная, 7/9, 199034, г. Санкт-Петербург, Россия http://orcid.org/0000-0001-8462-5320
  • Александр Александрович Градюшко Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь http://orcid.org/0000-0002-2953-9670
  • Галия Жунусовна Ибраева Казахский Национальный университет им. аль-Фараби, пр. аль-Фараби, 71, 050040, г. Алматы, Казахстан http://orcid.org/0000-0001-5694-9459
  • Элира Омурбековна Турдубаева Американский университет в Центральной Азии, ул. Аалы Токомбаева, 7/6, 720060, г. Бишкек, Кыргызстан

Аннотация

Представлены результаты исследования по использованию мессенджеров в профессиональной коммуникации журналистов и специалистов по связям с общественностью. Исследование проводилось в четырех странах Евразийского экономического союза: Беларуси, Казахстане, Кыргызстане и России. Было опрошено 256 экспертов в области журналистики и PR, которые имеют непосредственный опыт профессиональной коммуникации с помощью таких приложений, как WhatsApp, Telegram, Facebook Messenger, Skype, Viber и т. п. Исследование показало, что обмен мгновенными сообщениями становится важным инструментом для журналистов и специалистов по связям с общественностью. Большинство респондентов полагают, что самым популярным приложением для коммуникации является Facebook Messenger. Выяснено, что мессенджеры практически заменили обычную телефонную связь в профессиональных коммуникациях журналистов и PR-специалистов. Рассмотрены проблемы трансформации медиапространства четырех стран в условиях глобальной цифровизации. Обозначены возможные векторы эволюции современной медиасреды с учетом как факторов глобального характера, так и национальной специфики.

Биографии авторов

Илья Анатольевич Быков, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская набережная, 7/9, 199034, г. Санкт-Петербург, Россия

доктор политических наук, доцент; доцент кафедры связей с общественностью в политике и государственном управлении института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»

Александр Александрович Градюшко, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

кандидат филологических наук, доцент; доцент кафедры медиалогии и веб-журналистики факультета журналистики

Галия Жунусовна Ибраева, Казахский Национальный университет им. аль-Фараби, пр. аль-Фараби, 71, 050040, г. Алматы, Казахстан

доктор политических наук, профессор; профессор кафедры ЮНЕСКО, международной журналистики и медиа в обществе факультета журналистики

Элира Омурбековна Турдубаева, Американский университет в Центральной Азии, ул. Аалы Токомбаева, 7/6, 720060, г. Бишкек, Кыргызстан

доктор философии (коммуникации и медиа), доцент; доцент кафедры социальных наук факультета журналистики и массовых коммуникаций

Литература

  1. Van der Haak B, Parks M, Castells M. The Future of Journalism: Networked Journalism. International Journal of Communication. 2012;6:2923–2938.
  2. Mobile and tablet internet usage exceeds desktop for first time worldwide [Internet]. [Сited 2018 September 1]. Available from: http://gs.statcounter.com/press/mobile-and-tablet-internet-usage-exceeds-desktop-for-first-time-worldwide.
  3. Digital in 2017: Global Overview. Special Reports [Internet]. [Сited 2018 September 1]. Available from: https://wearesocial.com/special-reports/digital-in-2017-global-overview.
  4. Castells M, Fernández-Ardèvol M, Qiu JL, Sey A. Mobile Communication and Society: A Global Perspective. Cambridge, Mass: The MIT Press; 2009. 352 p.
  5. Balakhonskaya LV, Bykov IA. Particularities of PR-texts in the Internet: communicative-pragmatic aspect. Scientific Herald of the Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering. Series «Modern linguistic and methodical-didactic research». 2014;2(22):41–59. Russian.
  6. Bodrunova SS, Litvinenko AA. Hybridization of the Media System in Russia: Technological and Political Aspects. World of Media: Journal of Russian Media and Journalism Studies. 2013;3:37–49.
  7. Bykov I, Achkasova V, Kuzmina A. Social Media Marketing in Russia: Evideces from Saint Petersburg. In: 11 th IEEE International Conference on Application of Information and Communication Technologies: conference proceedings. 2017;2:200–202.
  8. Vartanova E, Smirnov S. Contemporary Structure of the Russian Media Industry. In: Rosenholm A, Nordenstreng K, Trubina E, editors. Russian Mass Media and Changing Values. London: Routledge; 2010. 237 p.
  9. Hradziushka AA. Mobile internet as a factor of transformation of Belarus mediasphere. Journal of Belarusian State University. Journalism and Pedagogics. 2017;1:71–77. Russian.
  10. Paranko SV, Nigmatullina KR. Media as communities in the new digital reality. Information Age. 2018;1(2):226–227. Russian.
  11. Verčič AT, Lalić D, Vujičić D. Journalists and public relations practitioners: Comparing two countries. Public Relations Review. 2017;43:527–536.
  12. Verčič AT, Colić V. Journalists and public relations specialists: A coorientational analysis. Public Relations Review. 2016;42:522–529.
  13. Allagui I, Breslow H. Social media for public relations: Lessons from four effective cases. Public Relations Review. 2016;42:20–30.
  14. Schönhagen P, Meißner M. The co-evolution of public relations and journalism: A first contribution to its systematic review. Public Relations Review. 2016;42:748–758.
  15. Toledano M, Avidar R. Public relations, ethics, and social media: A cross-national study of PR practitioners. Public Relations Review. 2016;42:161–169.
  16. Bykov I, Pobedinskiy I, Achkasova V, Kuzmin A. Managing Governmental Public Relations in Russia: Evidences from Saint Petersburg. International Review of Management and Marketing. 2016;6:126–142.
  17. Ibrayeva G, Myssayeva K, Alzhanova A. Development of Radio in Kazakhstan. Journal of Radio & Audio Media. 2012;19(2):303–311.
  18. Toktagazin MB, Turysbek RS, Ussen AA, Nurtazina RA, Korganbekov BS, Hradziushka AA. Modern Internet Epistolary in Information and Media Discourse. IEJME-Mathematics Education. 2016;11:1305–1319.
  19. Fol’ts AO. Russian media’s channels and robots in Telegram: new platform, old challenges. Information Age. 2017;2(2):168–169. Russian.
  20. Junisbai A. Mass Media in Post-Soviet Kyrgyzstan and Kazakhstan: The View From Below. National Council for Eurasian and East European Research, 2014 [Internet]. [Сited 2018 September 1]. Available from: https://www.ucis.pitt.edu/nceeer/2014_828-08g_Junisbai.pdf.
Опубликован
2019-03-30
Ключевые слова: журналистика, связи с общественностью, мобильный интернет, мессенджеры, интернет-коммуникации, цифровые медиа
Как цитировать
Быков, И. А., Градюшко, А. А., Ибраева, Г. Ж., & Турдубаева, Э. О. (2019). Мессенджеры в профессиональной коммуникации журналистов и PR-специалистов в странах Евразийского экономического союза. Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика, 2, 4-13. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/journalism/article/view/2384
Раздел
Современные медиакоммуникации и коммуникационные технологии