Постжурналистика: сущность, признаки, социальные эффекты

  • Александр Петрович Короченский Белгородский государственный национальный исследовательский университет, ул. Победы, 85, 308015, г. Белгород, Россия

Аннотация

Объектом исследования являются современные практики формирования медиаконтента, влияющие на характеристики создаваемых медийных текстов и дискурсов, предметом – радикальная трансформация современной журналистики под влиянием углубляющейся коммерциализации массмедиа и распространения новых коммуникационных технологий. На основе теоретического анализа современных медийных практик сделан вывод о сосуществовании журналистики с так называемой постжурналистикой, порожденной рыночными императивами, деятельностью с иными целевыми установками и характеристиками, контрастирующими с миссией и нормами традиционной журналистики. Охарактеризованы признаки постжурналистики.

Биография автора

Александр Петрович Короченский, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, ул. Победы, 85, 308015, г. Белгород, Россия

доктор филологических наук, профессор; профессор кафедры журналистики факультета журналистики

Литература

  1. Bolz N. Post-journalism [Internet]. [Cited 2007 December 28]. Available from: http://www.goethe.de/wis.med/dos/jou/mkr/en2304574.htm.
  2. Siapera E. From Post-industrial to Post-journalism. The Guardian. 2013 February 14.
  3. Pocheptsov G. Post-Journalism in the Modern World [Internet]. [Cited 2018 February 12]. Available from: https://psyfactor.org/lib/postjournalism2.htm. Russian.
  4. Gatov V. Postjournalist [Internet]. [Cited 2018 July 8]. Available from: http://iknigi.net/avtor-vasiliy-gatov/100749-postjournalist-vasiliy-gatov. Russian.
  5. Korochensky AP. The reduction of the cognitive function of journalism is influenced by commercial communication strategies. In: Mediinye strategii sovremennogo mira: materialy Vtoroi Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii; 1–2 noyabrya 2008 g.; Krasnodar-Dagomys, Rossiya [The media strategy of the modern world: materials of the Second International Scientific and Practical Conference; 2008 November 1–2; Krasnodar-Dagomys, Russia]. Krasnodar: Kuban State University; 2008. Russian.
  6. Karpenko II, Syedin VI. Extreme travel journalism. To the definition of the concept. Belgorod State University. Scientific Bulletin. Series: Humanities. 2018;37(3):463–469. Russian.
  7. Chagan NG. [Infotainment as a phenomenon of media culture]. Herald of the University of the Russian Academy of Education. 2014;2(70):76–82. Russian.
  8. Basova MV, Belenko VE. [Gamified practices of modern media]. Novosibirsk State University Bulletin. Series: History and Philology. 2017;16(6):41–52. Russian.
  9. Pulya V. [Gamification of media: news that people play]. Jurnalist. 2015;3:16–18. Russian.
  10. Korochenskiy AP. The hybridization of media texts as a trend of the transformation of modern journalism. Journal of the Belarusian State University. Journalism and Pedagogics. 2017;1:22–26. Russian.
  11. Vasilenko AS, Karpenko II. The specifics of travel journalism as a special sphere of journalistic activity [Internet]. [Cited 2018 August 17]. Available from: https://interactive-plus.ru/ru/article/462469/discussion_platform. Russian.
  12. Karpenko II, Lobanovskaya EYu, Elnikova OE, Gorborukova LS. The use of the infotainment method in the practice of modern Russian television. Belgorod State University Scientific Bulletin. Series: Humanities. 2017;36(28):88–95. Russian.
  13. Fedorov AV. Transformatsiya obraza Rossii na zapadnom ekrane: ot epokhi ideologicheskoi konfrontatsii (1946–1991) do sovremennogo etapa (1992–2010) [The Transformation of the image of Russia on the Western screen: from the era of ideological confrontation (1946–1991) to the present stage (1992–2010)]. Moscow: Informatsiya dlya vsekh; 2013. 230 p. Russian.
  14. Korochensky AP. [Media criticism and social realism of the mass media picture of the world]. Visnyk Kïivs’kogo Mizhnarodnogo universytetu. Seryja: Social’ni komunikacïi, zhurnalistyka, medialingvistyka, kinotelemistectvo. 2009;8:57–62. Russian.
  15. Rusbridger A. Who broke the news? [Internet]. [Cited 2018 July 7]. Available from: https://telegra.ph/Alan-Rasbridzher-Kto-slomal-novosti-08-31. Russian.
  16. Sidorov VA. Aksiologiya zhurnalistiki [Axiology of journalism]. Saint Petersburg: Petropolis; 2016. 200 p. Russian.
  17. Korochensky AP. «Pyataya vlast’»? Mediakritika v teorii i praktike zhurnalistiki [«Fifth power»? Media criticism in the theory and practice of journalism]. Rostov-on-Don: Rostov State University; 2003. 283 p. Russian.
  18. Bakanov RP. «Kniga zhalob» na televidenie. Evolyutsiya gazetnoi televizionnoi kritiki v Rossiiskoi Federatsii. 1991–2000 gg. [«Book of complaints» on television. The evolution of newspaper television criticism in the Russian Federation. 1991–2000]. Kazan: Kazan State University; 2007. 297 p. Russian.
Опубликован
2019-05-16
Ключевые слова: журналистика, массмедиа, постжурналистика, познавательная деятельность, медийные дискурсы, медиакритика
Как цитировать
Короченский, А. П. (2019). Постжурналистика: сущность, признаки, социальные эффекты. Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика, 1, 6-12. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/journalism/article/view/2395