Рекламный дискурс в Республике Беларусь: онтология рисков
Аннотация
Рекламный дискурс представлен в качестве институционального дискурса, ориентированного не столько на продвижение товаров и услуг, сколько на формирование ценностей и установок общества потребления (в соответствии с концепцией Ж. Бодрийяра). В условиях коренной трансформации белорусского общества, вызванной динамичным внедрением цифровых информационных технологий, рассматривается онтология рисков, порождаемых социальной, коммерческой и политической рекламой. Установлено, что риски рекламной коммуникации напрямую связаны с особенностью современного общества, в основе которого лежит экономика высокотехнических и наукоемких производств, характеризующаяся крайней степенью политико-экономических, технологических, финансовых и экологических неопределенностей. На конкретных примерах раскрыта специфика формирования и протекания этих рисков. Показано, что риски, порождаемые рекламной коммуникацией, непосредственно связаны с увеличением роли интернет-технологий, возникновением принципиально новых инструментов, направленных на манипулирование людьми, что приводит к деструктуризации социально-политической ситуации и к повышению индекса политической неопределенности. Предложена типологизация рисков по качеству предоставленной информации (неопределенная, искаженная). Обосновано, что Концепцию национальной безопасности Республики Беларусь следует дополнить компетентностным подходом к совершенствованию кадрового потенциала в сфере информационной безопасности, а также государственного управления в лице специалистов, обладающих лингвистическими, инженерными (в области искусственного интеллекта), управленческими компетенциями и способных распознавать и минимизировать угрозы, вызываемые любым типом рекламного дискурса.
Литература
- Ivchenkov VI. [Journalism and discourse analysis of the media as a sphere of scientific knowledge]. In: Dubovik SV, editor. Zhurnalistyka-2013: stan, prablemy i perspektyvy. Matjeryjaly XV Mizhnarodnaj navukova-praktychnaj kanferjencyi; 5–6 snezhnja 2013 g.; Minsk, Belarus’. Vypusk 15 [Journalism-2013: state, problems and prospects. Proceedings of the 15th International scientific and practical conference; 2013 December 5–6; Minsk, Belarus. Issue 15]. Mіnsk: Belarusian State University; 2013. p. 201–205. Russian.
- Amiri LP. Reklamnyi diskurs i reklamnyi tekst [Advertising discourse and advertising text]. Kolokoltseva TN, editor. Moscow: FLINTA; 2011. 296 p. Russian.
- Baudrillard J. Le système des objets. Paris: Gallimard; 1991. (Collection tel). Russian edition: Baudrillard J. Sistema veshchei. Zenkin SN, translator. Moscow: Rudomino; 2001. 224 p.
- Wells W, Burnet J, Moriarty S. Advertising: principles and practice. [S. l.]: Prentice Hall; 1992. 692 p. Russian edition: Wells W, Burnet J, Moriarty S. Reklama: printsipy i praktika. Krylov IV, Ulyanovsk AV, editors; Artyukh M, Bugaev M, Bugaeva E, Guseinova I, Pisarenok Yu, Tokarev A, translators. Saint Petersburg: Peter; 1999. 736 p.
- Ovcharenko AN. Osnovy reklamy [The basics of advertising]. Moscow: Aspect Press; 2006. 495 p. Russian.
- Solodovnikov SYu. Risk economy. Ekonomicheskaya nauka segodnya. 2018;8:16–55. Russian.
- Luman N. [The concept of risk]. THESIS. 1994;5:135–160. Russian.
- Baudrillard J. La guerre du Golfe n’a pas eu lieu. Paris: Galilée; 1991. 99 p. Russian edition: Baudrillard J. Dukh terrorizma. Voiny v zalive ne bylo. Moscow: RIPOL classic Publishing Group; 2019. 226 p.
- Baudrillard J. La Transparence du Mal. Paris: Galilée; 1990. 179 p. Russian edition: Baudrillard J. Prozrachnost’ zla. Lyubarskaya L, Markovskaya E, translators. Moscow: Dobrosvet; 2014. 260 p.
- Fedorova EA, Musienko SO, Fedorov FY. Development of Russian political uncertainty index (RPUI): textual analysis. Economics of Contemporary Russia. 2019;2:52–62. DOI: 10.33293/1609-1442-2019-2(85)-52-64. Russian.
- Ivchenkov VI. [Speech communication in the aspect of cognitive processing of media discourse]. In: Duskaeva LR, editor. Medialingvistika. Rechevaya kommunikatsiya v sredstvakh massovoi informatsii. Vypusk 2 [Medialinguistics. Speech communication in the media. Issue 2]. Saint Petersburg: Institute «Higher School of Journalism and Mass Communications», Saint Petersburg State University; 2014. p. 144–147. Russian.
Copyright (c) 2020 Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).