Травелог как жанровая форма путевого телеочерка: перспективные приемы и средства художественной выразительности
Аннотация
Рассматривается травелог как жанровая форма телевизионного путевого очерка, востребованность которого в аудиовизуальном пространстве XXI в. стремительно растет. Материалом для сравнительно-исторического анализа стали выпуски популярных программ: «Падарожжа дылетанта» («Новыя падарожжы дылетанта»), «Падарожжы з Жыгамонтам», «Я хочу это увидеть!»; сценарии передач Студии Белорусского телевидения: «Спадчына» Владимира Короткевича (середина 1970-х – середина 1980-х гг.), «Улицы и площади рассказывают» (середина 1960-х – середина 1970-х гг.), «Ветер странствий» (1966–1994); травелоги BBC. Определяются особенности лексического портрета лирического героя, который описывается в белорусском травелоге, – неэксперта, интеллектуала и интеллигента из аудитории, который старается не переубеждать зрителей, а общаться и рассуждать с ними. Выделяются приемы и средства художественной выразительности, которые исторически сложились в белорусском травелоге, в частности лексический портрет аудитории, психологизм персонажей, мотивы синкретизма, публицистичность (темы сохранения историко-культурных ценностей и родного языка), диалектизмы и жаргонизмы, обобщенные местоимения первого и второго лица, прямые обращения к аудитории, субъективные и оценочные выражения, риторические вопросы. Обосновывается необходимость использования этих инструментов при создании уникальных отечественных форматов передач для международного распространения. Выявляются темы (экологическая проблематика), а также приемы (интертекстуальность и художественный символизм), метод журналистского расследования, которые требуют более тщательной проработки в травелогах.
Литература
- Majga AA. Afrika vo francuzskih i russkih travelogah (A. Zhid i N. Gumilev) [Africa in French and Russian travelogues (A. Zhid i N. Gumilev)] [dissertation]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University; 2016. 234 p. Russian.
- Buldakova YuV. Everyday life as a travelogue plot [Internet]. 2020 [cited 2020 May 13]. Available from: https://scipress. ru/philology/articles/povsednevnost-kak-syuzhet-traveloga.html. Russian.
- Polonskу AV. [The travelogue and its place in modern journalism]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. 2005;1:207–215. Russian.
- Mamurkina OV. Travelogue in Russian literary tradition: strategy of text production. Filologicheskie nauki. 2013; 9(part 2):110–113. Russian.
- Nikitina NA, Tulyakova NA. Travelogue genre: cognitive model [Internet]. 2020 [cited 2020 May 13]. Available from: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/lydis96opo/direct/129856324. Russian.
- Damkjaer MS, Waade AM. Armchair tourism: the travel series as a hybrid genre. In: Hanusch F, Fürsich E, editors. Travel journalism exploring production, impact and culture. London: Palgrave Macmillan; 2014. p. 39–60.
- Morozowa EI. Transformation of travel literature on television (on the example of I. Melezh’s TV program «Traveling around Europe» (1956)). Journal of the Belarusian State University. Journalism and Pedagogics. 2019;1:56–62. Belarusian.
- Roboli T. [Travel literature]. In: Eikhenbaum B, Tynyanov Y, editors. Russkaya proza [Russian prose]. Leningrad: Akademia; 1926. p. 42–74. Russian.
- Zelyanko SV. Journalistic text in a postmodern situation. Vesnіk BDU. Seryja 4. Zhurnalіstyka. Pedagogіka. 2007;2: 107–112. Russian.
- Zelyanko SV. Extra- and intalinguistic conditions for the emergence of the theory of inter-textuality and its effect in the media. Vesnіk BDU. Seryja 4. Zhurnalіstyka. Pedagogіka. 2008;2:79–82. Belarusian.
Copyright (c) 2020 Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).