К проблеме разработки современных учебников
Аннотация
Констатируется, что в настоящее время в Казахстане проводится большая работа по переходу от знаниецентрической парадигмы образования к деятельностной, что обусловливает трансформацию целей обучения в результаты обучения. Соответственно, изменились требования к компетентностным учебникам. Освещение данных требований является целью статьи. Затрагиваются проблемы создания отечественных учебников. Утверждается, что современный учебник должен ориентировать учеников на решение не только предметных, но и личностных, межпредметных и надпредметных задач, поэтому важно включать в него задания, которые требуют не только индивидуальной, но и совместной деятельности обучающихся. Также затронуты основные принципы подачи учебного материала: линейный, концентрический, спиральный. Отмечено, что в настоящее время учебник не является единственным источником информации, но он должен быть неким стержнем базовых знаний, точкой входа в предмет. На основе анализа исследований ученых, занимающихся данными проблемами, сделан вывод, что качество учебников определяется качеством его дидактического аппарата и выполняемыми им функциями.
Литература
2. Kussainov AK, Ryskulbekova AD, Munarbaeva AO. Kriterii otsenki kachestva uchebnikov [Textbook quality criteria]. Almaty: Rond & A; 2018. 120 p. Russian.
3. Kasprzhak AG, Mitrofanov KG, Polivanova KN. Novyi vzglyad na gramotnost’. Po materialam mezhdunarodnogo issledovaniya PISA-2000 [A new perspective on literacy. Based on the materials of the international research PISA2000]. Moscow: Logos; 2004. 128 p. (Current issues of education development). Russian.
4. Kussainov AK, Sametova FT, Duisebek AT, Mikhalev RK, Konyrova ZhB. Nauchno-pedagogicheskaya otsenka kachestva uchebnikov [Scientific and pedagogical assessment of the quality of textbooks]. Almaty: Akademiya pedagogicheskikh nauk Kazakhstana; 2019. 23 p. Russian.
5. Kussainov AK, Karimova BS, Sametova FT. Metodicheskie rekomendatsii po povysheniyu kachestva uchebnoi literatury [Me thodological recommendations for improving the quality of educational literature]. Almaty: Akademiya pedagogi cheskikh nauk Kazakhstana; 2019. 48 p. Russian.
Copyright (c) 2021 Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).