К проблеме разработки современных учебников

  • Аскарбек Кабыкенович Кусаинов Академия педагогических наук Казахстана, пр. Абылай хана, 74А, 050000, г. Алматы, Казахстан; Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, пр. Aль-Фараби, 71, 050040, г. Алматы, Казахстан

Аннотация

Констатируется, что в настоящее время в Казахстане проводится большая работа по переходу от знаниецентрической парадигмы образования к деятельностной, что обусловливает трансформацию целей обучения в результаты обучения. Соответственно, изменились требования к компетентностным учебникам. Освещение данных требований является целью статьи. Затрагиваются проблемы создания отечественных учебников. Утверждается, что современный учебник должен ориентировать учеников на решение не только предметных, но и личностных, межпредметных и надпредметных задач, поэтому важно включать в него задания, которые требуют не только индивидуальной, но и совместной деятельности обучающихся. Также затронуты основные принципы подачи учебного материала: линейный, концентрический, спиральный. Отмечено, что в настоящее время учебник не является единственным источником информации, но он должен быть неким стержнем базовых знаний, точкой входа в предмет. На основе анализа исследований ученых, занимающихся данными проблемами, сделан вывод, что качество учебников определяется качеством его дидактического аппарата и выполняемыми им функциями.

Биография автора

Аскарбек Кабыкенович Кусаинов, Академия педагогических наук Казахстана, пр. Абылай хана, 74А, 050000, г. Алматы, Казахстан; Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, пр. Aль-Фараби, 71, 050040, г. Алматы, Казахстан

академик Академии педагогических наук Казахстана, доктор педагогических наук, профессор; председатель правления Академии педагогических наук Казахстана; профессор кафедры педагогики и образовательного менеджмента факультета философии и политологии Казахского национального университета им. Аль-Фараби

Литература

1. Kussainov AK, Asylov UA. Aktual’nye problemy uchebnikovedeniya [Actual problems of textbook studies]. Moscow: Prosveshchenie; 2003. 86 p. Russian.
2. Kussainov AK, Ryskulbekova AD, Munarbaeva AO. Kriterii otsenki kachestva uchebnikov [Textbook quality criteria]. Almaty: Rond & A; 2018. 120 p. Russian.
3. Kasprzhak AG, Mitrofanov KG, Polivanova KN. Novyi vzglyad na gramotnost’. Po materialam mezhdunarodnogo issledovaniya PISA-2000 [A new perspective on literacy. Based on the materials of the international research PISA­2000]. Moscow: Logos; 2004. 128 p. (Current issues of education development). Russian.
4. Kussainov AK, Sametova FT, Duisebek AT, Mikhalev RK, Konyrova ZhB. Nauchno-pedagogicheskaya otsenka kachestva uchebnikov [Scientific and pedagogical assessment of the quality of textbooks]. Almaty: Akademiya pedagogicheskikh nauk Kazakhstana; 2019. 23 p. Russian.
5. Kussainov AK, Karimova BS, Sametova FT. Metodicheskie rekomendatsii po povysheniyu kachestva uchebnoi literatury [Me thodological recommendations for improving the quality of educational literature]. Almaty: Akademiya pedagogi cheskikh nauk Kazakhstana; 2019. 48 p. Russian.
Опубликован
2021-04-15
Ключевые слова: учебник, создание  учебника, компетентностный  учебник, принципы  разработки  учебника, требования к учебнику, дидактический аппарат, дидактические функции
Как цитировать
Кусаинов, А. К. (2021). К проблеме разработки современных учебников. Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика, 1, 102-107. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/journalism/article/view/3900