Содержательное моделирование белорусской прессы для детей в XXI в.: тенденции и особенности

  • Светлана Вячеславовна Харитонова Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Определяются тенденции содержательного моделирования белорусской прессы для детей, а также выявляются особенности жанрово-тематической организации периодических изданий, предназначенных для дошкольников, младших, средних и старших школьников, в XXI в. На основе данных контент-анализа детских газет и журналов отражается специфика модификации комплекса жанровых и тематических ресурсов белорусской прессы для детской аудитории в диахронном срезе 2000-х гг. В группе периодических изданий для дошкольников и младших школьников распространены игровой и развлекательный контент. Содержательная модель газетно-журнальных СМИ для средних и старших школьников представлена двумя ключевыми жанрово-тематическими блоками – развлекательным и общественно-политическим. Установлено, что в содержательной структуре детских изданий проявляется вторичность культуроспецифического литературно-художественного и общественно-политического компонентов, их неравномерная объективация жанрово-тематическими средствами СМИ.

Биография автора

Светлана Вячеславовна Харитонова, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

доктор филологических наук, доцент; заведующий кафедрой периоди­ческой печати и веб-журналистики факультета журналистики

Литература

  1. Georgiev D. Rezhissura gazety [Directing the newspaper]. Moscow: Mysl’; 1979. 261 p. Russian.
  2. Gurevich SM. Gazeta: vchera, segodnya, zavtra [Newspaper: yesterday, today, tomorrow]. Moscow: Aspekt Press; 2004. 288 p. Russian.
  3. Kiselev AP. Ot soderzhaniya – k forme: osnovnye ponyatiya i terminy gazetnogo oformleniya [From content to form: basic concepts and terms of newspaper design]. Moscow: Lomonosov Moscow State University; 1974. 48 p. Russian.
  4. Tabashnikov IN. Gazeta delaetsya po modeli: teoriya i opyt kompozitsionno-graficheskogo modelirovaniya [A newspaper is made according to a model: theory and experience of compositional and graphic modeling: educational method]. Moscow: Lomonosov Moscow State University; 1980. 94 p. Russian.
  5. Galkin SI. Oformlenie gazety i zhurnala: ot elementa k sisteme [Design of newspapers and magazines: from element to system]. Moscow: Lomonosov Moscow State University; 1984. 152 p. Russian.
  6. Galkin SI. Tekhnika i tekhnologiya SMI: khudozhestvennoe konstruirovanie gazety i zhurnala [Equipment and technology of media: artistic design of newspapers and magazines]. Mosсow: Aspekt Press; 2005. 213 p. Russian.
  7. Svorob AK. Dizain molodezhnoi gazety [Design of a youth newspaper]. Minsk: Publishing House of Belarusian State University; 2004. 69 p. Russian.
  8. Tulupov VV. Dizain periodicheskikh izdanii [Design of periodicals]. Saint Petersburg: Mikhailov; 2006. 218 p. Russian.
  9. Kapustina GL. Sovremennaya detskaya gazeta kak tip izdaniya [Modern children’s newspaper as a type of publication] [dissertation]. Tambov: Derzhavin Tambov State University; 2014. 212 p. Russian.
  10. Kharitonova SV. Belorusskie media dlya detei: sistemoobrazovanie i vizual’no-semanticheskaya struktura [Belarusian media for children: system formation and visual-semantic structure]. Minsk: Belarusian State University; 2022. 267 p. Russian.
  11. Kharitonova SV. Modelirovanie periodicheskikh izdanii dlya detei [Modeling of periodicals for children]. Minsk: Belarusian State University; 2013. 123 p. Russian.
  12. Golubeva EI. [Resources, motives and incentives for children’s and adolescent reading: based on research from the beginning of the 21st century]. In: Russian Institute for Cultural Research. Chelovek chitayushchii: homo legens – 3. Sbornik statei [Man reading: homo legens – 3. Collection of articles]. Moscow: Russian Institute for Cultural Research; 2006. p. 208–218. Russian.
  13. Sushko NI. [Analysis of reading interests of children and adolescents: problems of reading, publishing and accessibility of printed materials]. Trudy Belorusskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. Seriya 9, Izdatel’skoe delo i poligrafiya. 2009;17:97–101. Russian.
  14. Obukhova LF. Vozrastnaya psikhologiya [Age psychology]. Moscow: Moscow State University of Psychology & Education; 2008. 460 p. Russian.
  15. Zaporozhets AV, El’konin DB, editors. Psikhologiya detei doshkol’nogo vozrasta: razvitie poznavatel’nykh protsessov [Psychology of preschool children: development of cognitive processes]. Moscow: Prosveshchenie; 1964. 352 p. Russian.
  16. Vygotskii LS. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste [Imagination and creativity in childhood]. Saint Petersburg: Soyuz; 1997. 91 p. Russian.
  17. El’konin DB. Detskaya psikhologiya [Child psychology]. Moscow: Akademiya; 2011. 384 p. Russian.
  18. Zylevich DP. Redaktorskaya podgotovka izdanii dlya detei [Editorial preparation of publications for children]. Minsk: Belarusian State Technological University; 2012. 209 p. Russian.
  19. Kulagina IYu. Vozrastnaya psikhologiya: razvitie cheloveka ot rozhdeniya do pozdnei zrelosti [Developmental psychology: human development from birth to late maturity]. Moscow: Sfera; 2005. 463 p. Russian.
  20. Volkov BS. Psihologiya podrostka [Psychology of a teenager]. Moscow: Gaudeamus; 2005. 203 p. Russian.
Опубликован
2024-10-23
Ключевые слова: пресса для детей, содержательное моделирование, жанрово-тематические ресурсы, развлекательный контент, литературно-художественное содержание
Как цитировать
Харитонова, С. В. (2024). Содержательное моделирование белорусской прессы для детей в XXI в.: тенденции и особенности. Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика, 2, 18-24. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/journalism/article/view/6086