https://journals.bsu.by/index.php/journalism/issue/feedЖурнал Белорусского государственного университета. Журналистика2024-10-25T16:48:10+03:00Людмила Саенкова-Мельницкая / Ludmila P. Saenkova-Melnickaysayenkova@gmail.comOpen Journal Systemshttps://journals.bsu.by/index.php/journalism/article/view/6646Журфак: традиции, персоналии, инновации. 80 лет факультету журналистики БГУ2024-10-25T16:30:12+03:00Василий Петрович Воробьёвvorobyov57@gmail.com<p>Рассматриваются процесс установления учебно-исследовательских традиций коллектива, роль личности преподавателя в жизни образовательного центра, обрисовывается инновационный потенциал журналистской высшей школы.</p>2024-10-23T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Журнал Белорусского государственного университета. Журналистикаhttps://journals.bsu.by/index.php/journalism/article/view/6435Медиатизация социальных практик: риски и последствия2024-10-25T16:30:12+03:00Наталья Александровна Федотоваfedotovan@bsu.by<p>Проанализировано влияние процесса медиатизации на различные сферы общественной жизни и социальные практики. Методологическую основу статьи составили положения социальной и материалистической феноменологии, идеи структурализма и сетевой теории, а также междисциплинарный подход, который позволяет рассматривать цифровые медиа во взаимосвязи с социальными и антропологическими изменениями. Проведенное исследование позволяет обозначить риски и последствия происходящих социальных трансформаций в категориях «темпоральность», «контроль», «децентрализация взаимодействия и пространства», «играизация (геймификация) социальных взаимодействий».</p>2024-10-23T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Журнал Белорусского государственного университета. Журналистикаhttps://journals.bsu.by/index.php/journalism/article/view/6086Содержательное моделирование белорусской прессы для детей в XXI в.: тенденции и особенности2024-10-25T16:30:14+03:00Светлана Вячеславовна Харитоноваkharytonavasv@bsu.by<p>Определяются тенденции содержательного моделирования белорусской прессы для детей, а также выявляются особенности жанрово-тематической организации периодических изданий, предназначенных для дошкольников, младших, средних и старших школьников, в XXI в. На основе данных контент-анализа детских газет и журналов отражается специфика модификации комплекса жанровых и тематических ресурсов белорусской прессы для детской аудитории в диахронном срезе 2000-х гг. В группе периодических изданий для дошкольников и младших школьников распространены игровой и развлекательный контент. Содержательная модель газетно-журнальных СМИ для средних и старших школьников представлена двумя ключевыми жанрово-тематическими блоками – развлекательным и общественно-политическим. Установлено, что в содержательной структуре детских изданий проявляется вторичность культуроспецифического литературно-художественного и общественно-политического компонентов, их неравномерная объективация жанрово-тематическими средствами СМИ.</p>2024-10-23T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Журнал Белорусского государственного университета. Журналистикаhttps://journals.bsu.by/index.php/journalism/article/view/6499Генерируемый искусственным интеллектом контент как составная часть контент-стратегии современных медиа2024-10-25T16:30:16+03:00Дмитрий Николаевич Дроздовdndrozdov@mail.ru<p>Рассматривается роль контента, генерируемого искусственным интеллектом (<em>artificial</em> <em>intelligence</em> <em>generated</em> <em>content</em>, AIGC), в разработке и реализации контент-стратегии современных медиа. По мере развития системы массовой коммуникации AIGC постепенно превращается в важнейший инструмент для создания эффективного высококачественного контента СМИ. Обсуждаются преимущества и проблемы включения AIGC в контент-стратегию, в том числе его потенциал для увеличения вовлеченности аудитории и повышения релевантности информационных продуктов. Исследуются этические и другого рода потенциальные риски, связанные с AIGC, такие как возможность появления предвзятого или неточного контента и сокращение рабочих мест. Подчеркивается важность сочетания преимуществ AIGC с необходимостью редакторского контроля для обеспечения высококачественного и заслуживающего доверия аудитории контента.</p>2024-10-23T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Журнал Белорусского государственного университета. Журналистикаhttps://journals.bsu.by/index.php/journalism/article/view/6525Фотожурналистика в эпоху искусcтвенного интеллекта: новые вызовы и возможности2024-10-25T16:30:18+03:00Екатерина Александровна Гуртоваяgurtovaya@bsu.by<p>Рассмотрено влияние технологий искусственного интеллекта (ИИ) на функционирование современной фотожурналистики. На основе изучения имеющихся в открытом доступе редакционных стандартов, правил известных конкурсов по фотожурналистике, отечественных и зарубежных научных работ, а также публикаций в СМИ выявлены наименования изображений, сгенерированных с помощью ИИ, определены подходы к использованию алгоритмов ИИ в работе визуальных отделов редакций, сформулированы актуальные вопросы, требующие дальнейшего обсуждения и решения. Исследование сетевых СМИ Беларуси и их телеграм-каналов (<em>n</em> = 40) за 2023 г. – июнь 2024 г. позволило установить особенности применения ИИ при работе с изображениями в белорусской медиапрактике. Определены конструктивные возможности и риски применения технологий ИИ в сфере фотожурналистики.</p>2024-10-11T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Журнал Белорусского государственного университета. Журналистикаhttps://journals.bsu.by/index.php/journalism/article/view/6625Виктор Астафьев: специфика формирования именного литературно-критического дискурса2024-10-25T16:30:19+03:00Наталья Сергеевна Цветоваcvetova@mail.ruПетр Андреевич Гончаровgoncharovpa2015@yandex.ru<p>Изучаются современные особенности литературно-критической презентации творчества писателя, формирование и эволюция писательского именного дискурса. Цель анализа литературно-критических источников, презентующих ключевые варианты интерпретации творчества (этико-философский, этносоциальный, цивилизационный, контекстуальный, жанрово-композиционный, биографический), – выявление логики формирования дискурса, системы факторов, определяющих его смысловую структуру, жанровый состав. Исследование именного литературно-критического дискурса выдающегося прозаика дает возможность говорить о направлении эволюции литературной критики и закономерностях литературного процесса, который в последние десятилетия «управляется» не столько политическими, эстетическими или аксиологическими контекстами, сколько коммерческими и пиар-контекстами, что влияет и на смысловую структуру, и на речевую форму литературно-критического высказывания. Перспективы исследования связаны с возможностью использования полученных выводов в процессе описания, выявления институциональных характеристик современной траектории продвижения имени писателя, уже получившего статус классика.</p>2024-10-24T09:07:18+03:00Copyright (c) 2024 Журнал Белорусского государственного университета. Журналистикаhttps://journals.bsu.by/index.php/journalism/article/view/6622Тема Великой Отечественной войны в арт-дискурсе журнала «Мастацтва»2024-10-25T16:30:21+03:00Ольга Николаевна Адамоваadamovadamik@gmail.com<p>Арт-дискурс журнала «Мастацтва» в аспекте репрезентации темы Великой Отечественной войны рассмотрен как концептуально-динамическое явление. Семиозис арт-дискурса журнала «Мастацтва» по обозначенной теме представлен на примере публикаций 1950–80-х гг., посвященных живописи, киноискусству и вокальносценическому искусству. Дискурсивные переартикуляции определены как публицистические практики репрезентации исторической памяти через произведения искусства.</p>2024-10-24T09:07:25+03:00Copyright (c) 2024 Журнал Белорусского государственного университета. Журналистикаhttps://journals.bsu.by/index.php/journalism/article/view/6105Исследование международных коммуникационных стратегий китайских транснациональных компаний в аспекте новых медиа на примере бренда Huawei2024-10-25T16:48:10+03:00Жэньи Ван wangzhenyi1017520670@qq.comТатьяна Владимировна Солодовниковаtatianasolodovnikova2015@gmail.com<p>В последние годы роль интернет-технологий в создании новых медиакоммуникаций становится все более заметной. Большинство компаний внедряют новые модели медиакоммуникаций для содействия корпоративным маркетинговым коммуникациям с помощью клиентов, имеющих соответствующий ресурс. Компания <em>Huawei</em> входит в список «Fortune 500» и выступает типичным примером реализации стратегии международного развития китайских транснациональных компаний. Она не только является достаточно признанной в Китае, но и имеет хорошую репутацию в Европе и Соединенных Штатах. С точки зрения новых медиа рассматривается специфика международной коммуникационной стратегии бренда <em>Huawei</em>, основанная на широком применении социальных сетей. Сформулированы рекомендации и предложения по улучшению международного развития других транснациональных компаний.</p>2024-10-24T09:08:41+03:00Copyright (c) 2024 Журнал Белорусского государственного университета. Журналистикаhttps://journals.bsu.by/index.php/journalism/article/view/6288Концепт «традиционная китайская медицина» в современных медиатекстах о лечении COVID-19 на русском и китайском языках2024-10-25T16:30:23+03:00Ко Чэньkuo.chen@mail.ruИрина Советовна Карабулатоваradogost2000@mail.ru<p>Традиционная китайская медицина как уникальная этнокультурная теоретико-практическая валеологическая система имеет богатый опыт в профилактике и лечении заболеваний с помощью нормализации альтернативной нейрофизиологической и лингвопсихофизиологической коммуникации человека с его телом. Анализируется содержание сообщений современных СМИ на русском и китайском языках о применении традиционной китайской медицины в лечении COVID-19, а также предлагается оценка эффективности традиционной китайской медицины в период пандемии COVID-19. Цель работы состоит в аналитическом рассмотрении медиатекстов о традиционной китайской медицине в российских и китайских СМИ с позиции трактования знаков невербальных и паравербальных средств коммуникации тела и индивида и с позиции философских идей традиционной китайской медицины.</p>2024-10-24T09:08:47+03:00Copyright (c) 2024 Журнал Белорусского государственного университета. Журналистикаhttps://journals.bsu.by/index.php/journalism/article/view/6683Революционная Каталония в публицистике Джорджа Оруэлла2024-10-25T16:30:24+03:00Елена Ивановна Кононоваkononovaelena@mail.ru2024-10-23T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика