Социальная идентичность населения как критерий организации публичной власти на местном уровне в Российской Федерации

  • Светлана Васильевна Праскова Институт государственного права и национальной безопасности Байкальского государственного университета, ул. Ленина, 11, 664003, г. Иркутск, Россия

Аннотация

После конституционной реформы 2020 г. в России вновь актуализировался вопрос об организации публичной власти на местном уровне. Но если ранее предметом дискуссий были преимущественно виды муниципальных образований и требования, предъявляемые к ним, то в настоящий момент вызывает сомнение целесообразность сохранения местного самоуправления в целом, ставится вопрос о его замене местным государственным управлением. В этом контексте предлагается подходить к выбору модели местного управления с использованием научных исследований всех особенностей конкретной территории. В качестве одного из критериев, свидетельствующих о возможности создания муниципального образования и определения его территории, предлагается использовать категорию социальной идентичности населения. Социальная идентичность определенного территориального коллектива, внешне выраженная прежде всего в уникальном самоназвании воображаемой общности, является первичным и обязательным признаком наличия местного сообщества. При отсутствии территориальной социальной идентичности не имеет смысла предоставлять возможность самоуправления, поскольку отсутствует сам субъект самоорганизации. При ее наличии следует изучать степень способности местного сообщества к самоуправлению, а также развивать эту способность. Для выявления социальной идентичности населения предлагается применять метод социологического опроса, а также использовать коэффициент интенсивности близости. Сделан вывод о том, что методологию выявления социальной идентичности следует разрабатывать отдельно.

Биография автора

Светлана Васильевна Праскова, Институт государственного права и национальной безопасности Байкальского государственного университета, ул. Ленина, 11, 664003, г. Иркутск, Россия

кандидат юридических наук, доцент; директор

Литература

  1. Baldersheim H. Reflections on 25 years of local government reforms in Europe [Internet]. 2014 [cited 2023 July 1]. Available from: https://www.duo.uio.no/handle/10852/43894.
  2. Shakhnovskaya IV. Territorial basis of local self-government organisation in the CIS member states. Herald of Polotsk State University. Series D. Economics and Law Sciences. 2021;14:122–125. Russian. DOI: 10.529281/2070-1632-2021-59-14-122-125.
  3. Shakhnovskaya IV. Bases of the territorial organisation of local self-government in states of continental and Anglo-Saxon law. Herald of Polotsk state university. Series D. Economics and law sciences. 2022;12:148–151. Russian. DOI: 10.5298/2070-1632-2022-62-12-148-151.
  4. Devyatova NS. Transformation of territorial organisation of local self-governance in the Irkutsk region: based on the materials of the round table discussion within the framework of the II International Baikal forum. Baikal Research Journal. 2022;13(3):[9]. Russian. DOI: 10.17150/2411-6262.2022.13(3).43.
  5. Narutto SV, Shugrina ES. Territorial’naya organizatsiya gosudarstvennoi vlasti i mestnogo samoupravleniya [Territorial organisation of state power and local self-government]. Moscow: Norma; 2019. 272 p. Russian.
  6. Dementyev AN. Territorial’naya organizatsiya mestnogo samoupravleniya v Rossiiskoi Federatsii (1990–2018 gody) [Territorial organisation of local self-government in the Russian Federation]. Moscow: Norma; 2020. 230 p. Russian.
  7. Bataev SV. General characteristics and features of the newly adopted type of municipality-municipal district. Polish Journal of Science. 2020;28(4):32–35. Russian.
  8. Innokentyev АA, Romanova OD. Prospects for establishing municipal districts in the Sakha Republic (Yakutia). Vestnik of North-Eastern Federal University. Series Economics. Sociology. Culturology. 2020;3:43–54. Russian. DOI: 10.25587/SVFU.2021.19.3.004.
  9. Dementyev AN. Problems of territorial organisation of local self-government as one of the levels of public power. Russian Foundation for Basic Research Journal. Humanities and Social Sciences. 2021;4:66–75. Russian. DOI: 10.22204/2587-8956-2021-106-04-66-75.
  10. Schepachev VA. The Constitution of the Russian Federation 2020: local self-government in the unified public government system. Konstitutsionnoe i munitsipal’noe pravo. 2021;12:30–36. Russian.
  11. Danko AA. Local self-government as a level of single public government in the Russian Federation. Konstitutsionnoe i munitsipal’noe pravo. 2020;8:31–34. Russian.
  12. Chervonyuk VI. The construction of local governance and local self-government in the Russian Federation: formulation of problem and constitutional solution mechanisms. International Journal of Constitutional and State Law. 2017;2:7–9. Russian.
  13. Praskova SV. [On the obligatory character of local self-government in federal territories of Russia]. Munitsipal’noe imushchestvo: economika, pravo, upravlenie. 2020;4:17–21. Russian.
  14. Shugrina ES. Projecting the future: what should be in the foundations of state policy in the field of local self-government. Mestnoe pravo. 2020;3:3–16. Russian.
  15. Praskova SV. [Social identity as a criterion of territorial organisation: formulation of the issue]. Akademicheskii yuridicheskii zhurnal. 2015;4:4–13. Russian.
  16. Anderson B. Voobrazhaemye soobshchestva [Imaginary communities]. Moscow: Kuchkovo pole; 2001. 288 p. Russian.
  17. Zemchenkov NF. [Civil community as a body of direct participation of the population in local self-government]. Izvestiya Taganrogskogo radiotekhnicheskogo universiteta. 2005;9:131. Russian.
  18. Khludnev EI. [Local community: the essence of the concept and role in local self-government]. Gosudarstvennaya vlast’ i mestnoe samoupravlenie. 2020;12:29–32. Russian.
  19. Bondar’ NS. Mestnoe samoupravlenie i konstitutsionnoe pravosudie: konstitutsionalizatsiya munitsipal’noi demokratii v Rossii [Local self-government and constitutional justice: constitutionalisation of municipal democracy in Russia]. Moscow: Norma; 2008. 592 p. Russian.
  20. Sergeev AA. Mestnoe samoupravlenie v Rossiiskoi Federatsii: problemy pravovogo regulirovaniya [Local self-government in the Russian Federation: problems of legal regulation]. Moscow: Prospekt; 2006. 432 p. Russian.
  21. Kamanin IE, Sokolova MV. [Socio-territorial identification of the population with the region (on the example of the Vladimir region)]. Uchenye zapiski. 2021;4:25–28. Russian.
  22. Gruzdeva MA. Socio-territorial identification as a factor of sustainability of territories. Ekonomika i upravlenie v XXI veke: nauka i praktika. 2017;4:113–117. Russian.
Опубликован
2023-09-11
Ключевые слова: местное самоуправление, местное управление, идентичность населения, территориальная организация
Как цитировать
Праскова, С. В. (2023). Социальная идентичность населения как критерий организации публичной власти на местном уровне в Российской Федерации. Журнал Белорусского государственного университета. Право, 2, 21-28. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/law/article/view/5705
Раздел
Конституционное право и административное право