Профессионально-личностное развитие студентов технического университета при обучении физике с использованием проблемно-эвристического подхода в лекционном курсе

  • Ия Игоревна Ташлыкова-Бушкевич Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, ул. П. Бровки, 6, 220013, г. Минск, Беларусь
  • Анастасия Валерьевна Дедина Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, ул. П. Бровки, 6, 220013, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Рассматривается опыт формирования профессионально-личностных качеств студентов с использованием проблемно-эвристического подхода при внедрении авторской технологии организации лекционных занятий по физике в техническом учреждении высшего образования. В рамках трехсеместрового курса общей физики выполнено сравнительное исследование состава студентов – участников педагогического эксперимента по месту проживания, возрасту, полу и доуниверситетскому опыту углубленного изучения дисциплины. С помощью индивидуального анкетирования, включающего рефлексивные вопросы, проведена оценка профессионально-личностного развития студентов, вовлеченных в процесс создания собственного образовательного продукта в форме творческих работ.

Биографии авторов

Ия Игоревна Ташлыкова-Бушкевич, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, ул. П. Бровки, 6, 220013, г. Минск, Беларусь

кандидат физико-математических наук, доцент; доцент кафедры физики факультета компьютерных систем и сетей

Анастасия Валерьевна Дедина, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, ул. П. Бровки, 6, 220013, г. Минск, Беларусь

студентка факультета компьютерных систем и сетей. Научный руководитель – И. И. Ташлыкова-Бушкевич

Литература

  1. Carneiro R, Draxler A. Education for the 21st century: lessons and challenges. European Journal of Education. 2008;43(2):149–160. DOI: 10.1111/j.1465-3435.2008.00348.x.
  2. Schwab K, Vanham P. Stakeholder capitalism: a global economy that works for progress, people and planet. New York: Wiley; 2021. 304 p.
  3. Nyberg A, Moliterno T, Hale D, Lepak D. Resource-based perspectives on unit-level human capital: a review and integration. Journal of Management. 2014;40(1):316–346. DOI: 10.1177/0149206312458703.
  4. Selevko GK. Entsiklopediya obrazovatel’nykh tekhnologii. Tom 1 [Encyclopedia of educational technologies. Volume 1]. Moscow: Narodnoe obrazovanie; 2005. 556 p. Russian.
  5. Korol’ AD, Kiturko IF. Osnovy evristicheskogo obucheniya [Basics of heuristic learning]. Minsk: Belarusian State University; 2018. 207 p. Russian.
  6. Zhuk OL. Pedagogicheskaya podgotovka studentov: kompetentnostnyi podkhod [Pedagogical preparation of students: a competence-based approach]. Minsk: Republican Institute of Higher Education; 2009. 336 p. Russian.
  7. Korol’ AD, Snapkovskaya SV, Morozova NI, Medvedev DG, Zdrok ON, Zhuk OL, et al. [Round table of the journal «Pedagogy» at the Belarusian State University. «Creative education in line with the concept “university 3.0”: from methodology to implementation experience»]. Pedagogika. 2019;11:52–93. Russian.
  8. Shul’gin PV, Shcherbinina TA, Perevoznikov VV. [The use of technology for the development of critical thinking in order to increase the efficiency of the educational process in the classroom in physics]. Obrazovanie i pravo. 2020;9:240–245. Russian.
  9. Tashlykova-Bushkevich II. [Approbation of the author’s technology for organizing lectures with students in physics with elements of heuristic learning]. Vyshjejshaja shkola. 2019;1:40–45. Russian.
  10. Tashlykova-Bushkevich II. Fizika. Chast’ 1. Mekhanika. Molekulyarnaya fizika i termodinamika. Elektrichestvo i magne tizm [Physics. Part 1. Mechanics. Molecular physics and thermodynamics. Electricity and magnetism]. 2nd edition. Minsk: Vyshjejshaja shkola; 2014. 303 p. Russian.
  11. Tashlykova-Bushkevich II. Fizika. Chast’ 2. Optika. Kvantovaya fizika. Stroenie i fizicheskie svoistva veshchestva [Physics. Part 2. Optics. The quantum physics. The structure and physical properties of the substance]. 2nd edition. Minsk: Vyshjejshaja shkola; 2014. 232 p. Russian.
  12. Gerus AE, Zen’kevich IN, Vasilevskij EO, Filippovich VM. [Experience in the use of heuristic technologies in organising physics lessons on the POIT student group in BSUIR]. In: Komp’yuternye sistemy i seti. Materialy 55-i yubileinoi nauchnoi konferentsii aspirantov, magistrantov i studentov BGUIR; 22–26 aprelya 2019 g.; Minsk, Belarus’ [Computer systems and networks. Materials of the 55th anniversary scientific conference of graduate students, undergraduates, students of BSUIR; 2019 April 22–26; Minsk, Belarus]. Minsk: Belarusian State University of Informatics and Radioelectronics; 2019. p. 241–242. Russian.
  13. Mel’nik NS, Filippovich VM, Majnich NS, Patrushev AS, Gerus AE. [Analysis of the results of the application of heuris tic technologies in the study of physics in the study group СMSaN in BSUIR]. In: Komp’yuternye sistemy i seti. Materialy 56-i nauchnoi konferentsii aspirantov, magistrantov i studentov BGUIR; 21–24 aprelya 2020 g.; Minsk, Belarus’ [Computer systems and networks. Materials of 56th scientific conference of postgraduates, undergraduates and students of BSUIR; 2020 April 21–24; Minsk, Belarus]. Minsk: Belarusian State University of Informatics and Radioelectronics; 2019. p. 206–207. Russian.
  14. Tashlykova-Bushkevich II, Dedina AV, Akhrameiko PD, Kireev YuV, Zhuk MV, Ignatovich AA, et al. [Analysis of student’s creative potential development through participating in the project «Heuristics in physics» at the faculty of CSaN of BSUIR]. In: Vysshee tekhnicheskoe obrazovanie: problemy i puti razvitiya. Materialy X Mezhdunarodnoi nauchno-metodicheskoi konferentsii; 26 noyabrya 2020 g.; Minsk, Belarus’ [Engineering education: challenges and developments. Materials of the 10th International scientific and methodological conference; 2020 November 26; Minsk, Belarus]. Minsk: Belarusian State University of Informatics and Radioelectronics; 2020. p. 293–297. Russian.
  15. Korol’ AD, Chupris OI, Morozova NI. [Methodology, content and practice of implementing innovative education at BSU in the context of university 3.0]. Vyshjejshaja shkola. 2018;6:3–7. Russian.
  16. Figaredo DD. Heuristics and web skills acquisition in open learning environments. Educational Technology & Society [Internet]. 2017 [cited 2021 March 5];20(4):102–111. Available from: www.jstor.org/stable/26229209
Опубликован
2021-10-28
Ключевые слова: компетентностный подход, профессионально-личностное развитие, проблемно-эвристическое обучение, рефлексия
Раздел
Методика и современные образовательные технологии