Эмпатические компетенции в профессиональной подготовке специалистов по социальной работе

  • Татьяна Витальевна Савицкая Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, пр. Московский, 33, 210038, г. Витебск, Беларусь
  • Наталья Эдуардовна Шабанова Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, пр. Московский, 33, 210038, г. Витебск, Беларусь

Аннотация

Исследуется проблема развития эмпатических компетенций у студентов – будущих специалистов по социальной работе. Анализируется роль эмпатии и эмпатических компетенций в процессе профессиональной подготовки специалистов социальной сферы. Выявлен уровень сформированности эмпатии у студентов 1–4-го курсов специальности «Социальная работа (по направлениям)». Определены пути становления эмпатических компетенций.

Биографии авторов

Татьяна Витальевна Савицкая, Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, пр. Московский, 33, 210038, г. Витебск, Беларусь

кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры социально-педагогической работы факультета социальной педагогики и психологии

Наталья Эдуардовна Шабанова, Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, пр. Московский, 33, 210038, г. Витебск, Беларусь

старший преподаватель кафедры социально-педагогической работы факультета социальной педагогики и психологии

Литература

  1. Karyagina TD. Evolyutsiya ponyatiya «empatiya» v psikhologii [The evolution of the concept of «empathy» in psychology; dissertation]. Moscow: Lomonosov Moscow State University; 2013. 175 p. Russian.
  2. Il’in EP. Psikhologiya obshcheniya i mezhlichnostnykh otnoshenii [Psychology of communication and interpersonal relations]. Saint Petersburg: Piter; 2009. 576 p. Russian.
  3. Bolotova AK, Zhukov YuM, Petrovskaya LA. Sotsial’nye kommunikatsii. Psikhologiya obshcheniya [Social communications. Psychology of communication]. Moscow: Yurait; 2021. 272 p. Russian.
  4. Bochkareva SV. Razmyshleniya ob empaticheskom poznanii [Reflections on empathic cognition]. Moscow: INFRA-M; 2018. 149 p. Russian.
  5. Kukhtova NV. Structural components of the prosocial personality of assistance-oriented professionals. Psychology in education. 2021;3(3):273–287. Russian. DOI: 10.33910/2686-9527-2021-3-3-273-287.
  6. Olifirovich NI, Yatsenko TE. Empathic competencies of future specialists of helping professions: psychological aspects of the problem. In: Gainosenok VA, editor. Istoricheskie i psikhologo-pedagogicheskie nauki [Historical and psychological and pedagogical sciences]. Minsk: National Institute for Higher Education; 2016. p. 171–178. Russian.
  7. Karyagina TD. Professionalisation of empathy: problem statement. Counseling psychology and psychotherapy. 2015;5:235–256. Russian. DOI: 10.17759/cpp.2015230511.
  8. Lopsan ChI. Sotsial’no-psikhologicheskie usloviya formirovaniya empatii sotsial’nogo pedagoga v uchebno-vospitatel’nom protsesse v vuze [Socio-psychological conditions for the formation of empathy of a social teacher in the educational process at a university; dissertation]. Moscow: Moscow State Social University; 2003. 193 p. Russian.
Опубликован
2022-05-26
Ключевые слова: эмпатия, эмпатические компетенции, социальная сфера, специалист по социальной работе, профессиональное качество
Поддерживающие организации Авторы статьи выражают признательность декану факультета психолого-социальной работы Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы кандидату культурологии, доценту И. В. Мишиной, заведующему кафедрой теории и технологии социальной работы Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы кандидату педагогических наук, доценту Ю. Ю. Платоновой за помощь в организации и проведении исследования.
Раздел
Методика и современные образовательные технологии