https://journals.bsu.by/index.php/philology/issue/feed Журнал Белорусского государственного университета. Филология 2025-03-27T10:17:35+03:00 Наталья Васильевна Яненко / Natallia V. Janienka natallia.janienka@gmail.com Open Journal Systems https://journals.bsu.by/index.php/philology/article/view/6293 Метафоризация как основа художественного стиля ораторской прозы Георгия Конисского и Тихона Задонского 2025-03-27T10:17:23+03:00 Сергей Эдуардович Сомов somov72@mail.ru <p>Анализируется художественная природа ораторской прозы двух выдающихся проповедников XVIII в.: белорусского архиепископа Георгия Могилёвского (Конисского) и российского епископа Тихона Задонского (Соколова). Сделан акцент на выявлении и описании основных художественных приемов, которые используют просветители при создании «слов» – храмовых проповедей, раскрывающих духовно-религиозное содержание библейских текстов, прочитанных во время Божественной литургии. Среди текстообразующих тропов выделяются антитезы, в том числе сложные, оформляемые в виде пространных риторических тирад молитвенного характера, метонимии, сравнения, аллегории, повторы и эпитеты, в том числе выразительные, восходящие к художественной природе библейского повествования. Основным художественным приемом, формирующим стиль ораторской прозы авторов, признается метафора (шире метафоризация), также восходящая к библейской художественности.</p> 2025-03-14T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2025 Журнал Белорусского государственного университета. Филология https://journals.bsu.by/index.php/philology/article/view/6486 Идейно-мировоззренческие особенности творчества Михася Машары на страницах журнала «Chryścijanskaja dumka»: текстологический аспект 2025-03-27T10:17:25+03:00 Дмитрий Олегович Юркойть zmiceryurk@gmail.com <p>Рассмотрено творческое наследие западнобелорусского поэта Михася Машары, опубликованное на страницах религиозного журнала «Chryścijanskaja dumka». Доказано, что при выявлении идейно-мировоззренческих ориентиров творчества автора нельзя ограничиваться культурно-историческим методом исследования, необходимо использовать вспомогательный текстологический анализ. Выявлены изменения идеологического характера в стихотворениях, впоследствии переизданных в советское время, что позволяет говорить о сложности объективного рассмотрения творчества поэта при игнорировании оригинальных публикаций. Сделан вывод, что творчеству Михася Машары свойственно наличие не только широты и смелости мышления, черт имажинизма, но и экзистенциальных мотивов, чуждых тенденциозной советской поэзии 1930-х гг.</p> 2025-02-05T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2025 Журнал Белорусского государственного университета. Филология https://journals.bsu.by/index.php/philology/article/view/6469 Использование культурных кодов при отражении действительности в романе В. Гниломёдова «Правда живет посередине» 2025-03-27T10:17:26+03:00 Любовь Георгиевна Дуктова docent2020@yandex.ru <p>Культурные коды на имплицитном уровне художественного текста репрезентируют культурные смыслы, связанные с ценностями, идеалами и моделями поведения определенной общности (нации, населения государства). Для романа В. Гниломёдова «Правда живет посередине» характерными являются коды с образами пограничья (середины) и этнического артефакта кудели. Поэтизация этих образов играет важную роль в определении идейной направленности романа. С помощью образов середины и кудели в произведении показаны ценности семьи, родины, родной земли, проблемы выбора в полифонии мнений, поиска истины.</p> 2025-02-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2025 Журнал Белорусского государственного университета. Филология https://journals.bsu.by/index.php/philology/article/view/6704 Антология как форма систематизации и популяризации американской литературы о Первой мировой войне 2025-03-27T10:17:28+03:00 Зоя Ивановна Третьяк zoya.tretyak@rambler.ru <p>Рассмотрены антологии «Армагеддон. Мировая война в литературе», «Люди на войне», «Первая мировая война в американской художественной литературе: антология короткой прозы», опубликованные в США за сто лет после окончания Первой мировой войны. Определена их роль в популяризации наследия Т. Бойда, Э. Э. Каммингса, К. Э. Портер, Л. Столлингса, К. Сэндбурга, Дж. Б. Уортона, Б. Шинделя и формировании национального литературного канона, в который вошли произведения Дж. Дос Пассоса, У. Фолкнера, Э. Хемингуэя. Изучены подходы составителей к систематизации стилистически и тематически разнообразного литературного, художественного и документального материала. Обозначена роль читателя, который, анализируя предлагаемые произведения, замечает, что самостоятельные литературно-художественные единицы становятся взаимодополняющими, начинают функционировать как целостность, наделенная высоким суггестивным потенциалом, в котором заметны определенные тематические доминанты, аллюзии, символы.</p> 2025-02-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2025 Журнал Белорусского государственного университета. Филология https://journals.bsu.by/index.php/philology/article/view/6714 Воображение общего: белорусский язык и белорусское содержание произведений Александра Ельского 2025-03-27T10:17:29+03:00 Павел Григорьевич Кошман pauloko7h@gmail.com <p>Изучаются процессы формирования и выражения идей белорусского сообщества в отечественной литературной традиции. На материале произведений А. Ельского показывается роль белорусского языка в консолидации творческих сил Беларуси и поиске ими общей ценностной основы с белорусским народом. В ситуациях художественной коммуникации автора с читателем на белорусском языке прослеживается преемственность задач по репрезентации белорусской самобытности и конструированию белорусской идентичности. Раскрывается личный творческий вклад А. Ельского в наполнение литературы конца ХІХ – начала ХХ в. представлением об исторической субъектности белорусского народа.</p> 2025-03-14T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2025 Журнал Белорусского государственного университета. Филология https://journals.bsu.by/index.php/philology/article/view/6955 Глагольная дистрибутивная модель как теоретико-методологический инструмент исторического синтаксиса 2025-03-27T10:17:29+03:00 Сергей Александрович Важник waznik@yandex.ru <p>Обосновывается целесообразность применения контрастивного подхода при проведении исследований в области исторического синтаксиса, заключающегося в сопоставлении двух срезов белорусского литературного языка: синтаксических моделей простого предложения начала ХХ в. и соотносимых с ними структур начала XXI в. Выявляются различия в архаических синтаксических моделях, синтаксическая специфика простого предложения в белорусском литературном языке начала ХХ в. В качестве инструмента анализа выделенного выше фрагмента синтаксических систем рассматривается глагольная дистрибутивная модель, которая в данном исследовании выполняет роль третьего компонента сопоставления. Описываются теоретические и методологические основы рассмотрения глагольной дистрибутивной модели. Подробно изучается структура глагольной дистрибутивной модели, которая включает логико-семантический (пропозиционный), категориально-семантический (селективный), формально-грамматический и лексический уровни. Выстраивается контрастивная типология синтаксических моделей, где выделены тождественные, эквивалентные и неэквивалентные структуры.</p> 2025-03-14T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2025 Журнал Белорусского государственного университета. Филология https://journals.bsu.by/index.php/philology/article/view/6349 Структурно-семантические особенности модификаций иероглифических знаков китайского языка 2025-03-27T10:17:30+03:00 Надежда Васильевна Михалькова nadezhdakr@yandex.ru <p>Рассмотрены изменения графики китайских иероглифов, которые связаны с проведенной в середине ХХ в. реформой письменности, обусловленной проблемами понимания и использования китайской иероглифики. В результате выполненного этимологического и компонентного анализа определены структурно-семантические особенности модификации традиционных иероглифических знаков. Выявлено, что процесс преобразования наиболее характерен для обозначения тех объектов живой или неживой природы, которые могут выступать конкретизаторами понятий через указание на прототипическое представление о животном, артефакте и т. д. Установлено, что наименьшей модификации подверглись элементы, которые наиболее точно репрезентировали определенные категории лексем, например категорию архитектурно-строительных объектов. Отмечено, что реформа письменности привела к обострению проблемы омонимии в китайском языке. Сделан вывод о том, что китайские лингвисты осторожно подошли к трансформации семантических компонентов иероглифов, что позволило как упростить нерелевантные части знаков, утратившие по сравнению с иными схожими графемами функцию дифференциации, так и сохранить высокую степень мотивированности единиц китайской письменности.</p> 2025-02-03T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2025 Журнал Белорусского государственного университета. Филология https://journals.bsu.by/index.php/philology/article/view/6424 Антитеза как принцип организации художественного текста (на материале трилогии Э. Базена «Семья Резо») 2025-03-27T10:17:31+03:00 Алексей Викторович Тучинский Tuchynski@bsu.by <p>На материале трилогии Э. Базена «Семья Резо» исследуется роль антитетических отношений в организации художественного текста. Анализируются противопоставления грамматических, лексических и композиционных единиц. Композиция произведения рассматривается с точки зрения содержания и формы. Внимание уделяется влиянию принципа антитезы на компоненты плана содержания, в частности на темы, образы, события и т. д. Изучаются оппозиции таких составляющих плана выражения, как элементы архитектоники текста, реплики персонажей и слова автора.</p> 2025-02-19T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2025 Журнал Белорусского государственного университета. Филология https://journals.bsu.by/index.php/philology/article/view/6500 Фразеологизмы с компонентами ворота, вароты, 门/大门 и дверь, дзверы, 门/户/门户 как часть архитектурного кода культуры 2025-03-27T10:17:32+03:00 Нина Сергеевна Протасеня nlnaprotasenya@gmail.com <p>Излагаются результаты лингвокультурологического анализа единиц, реализующих архитектурный код культуры в русском, белорусском и китайском языках. Материалом исследования послужили фразеологизмы с компонентами ворота, вароты, 门/大门 и дверь, дзверы, 门/户/门户, извлеченные из двенадцати фразеологических словарей. Предлагается классификация фразеологических единиц, в которой они сгруппированы на основании семантических признаков, восходящих к онтологическим качествам ворот (дверей), а также закодированных в образе ворот (дверей) сущностей, явлений и ценностей. В рамках исследования данной группы фразеологических единиц выявляются типологические сходства и различия реализации архитектурного кода в трех лингвокультурах.</p> 2025-02-12T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2025 Журнал Белорусского государственного университета. Филология https://journals.bsu.by/index.php/philology/article/view/6523 Структурно-квантитативные сходства и различия омопарадигм в белорусском и итальянском языках (на материале толковых словарей) 2025-03-27T10:17:32+03:00 Валерия Болеславовна Скромблевич lera2304@gmail.com <p>Определены и сопоставлены структурно-квантитативные характеристики омонимических парадигм в белорусском и итальянском языках. Установлены общие и специфические аспекты в подходах к описанию омонимов в лексикографических источниках, выявлены количественные и структурные сходства и различия омопарадигм. В зависимости от характеристик компонента омопарадигмы выделены следующие ее типы: тождественный и смешанный (по количественному параметру); гомогенный и комбинированный (по морфологической принадлежности компонента); графический и фонетико-графический (по форме совпадения структурных единиц). С учетом функционально-стилистических особенностей определены семь типов, пять из которых являются общими для обоих языков.</p> 2025-02-12T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2025 Журнал Белорусского государственного университета. Филология https://journals.bsu.by/index.php/philology/article/view/6661 Адвербиальная модификация пропозиции: типы определяемых ситуаций, возможности и ограничения 2025-03-27T10:17:33+03:00 Виктория Константиновна Голубева v.k.golubeva9@gmail.com <p>Анализируются синтаксические структуры с предикативами, которые присоединяют пропозициональный актант, выраженный инфинитивной конструкцией либо зависимой клаузой, а также высказывания с сентенциальными наречиями, определяющими не конкретный аспект глагольного действия, а всю ситуацию. Предикативы и сентенциальные наречия, ввиду их способности модифицировать пропозицию, рассматриваются как средства формирования семантически эквивалентных структур. Выделяются следующие типы соотношения предикативов и пропозиций в зависимых клаузах: предикатив определяет контролируемое действие лица, представленное в пропозиции; предикатив квалифицирует возможность или целесообразность осуществления ситуации безотносительно к чьим-либо поступкам, выраженную в пропозиции; предикатив характеризует пропозицию с неодушевленным участником или личным субъектом и связанной с ним стихийной ситуацией; предикатив оценивает две взаимосвязанные пропозиции, заключенные в клаузах-конъюнктах. Устанавливается возможность предикатива, сочетающегося с инфинитивом, и сентенциального наречия формировать синонимичные высказывания в рамках данных типов корреляции.</p> 2025-02-19T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2025 Журнал Белорусского государственного университета. Филология https://journals.bsu.by/index.php/philology/article/view/6245 Озера в топонимической прозе белорусов: сюжеты, мотивы и культурный ландшафт 2025-03-27T10:17:34+03:00 Татьяна Васильевна Володина tanja_volodina@tut.by <p>Рассматривается топонимическая проза, в которой озера являются культурно маркированными элементами сакральной топографии, в ее соотношении с актуальной ритуальной практикой и мировоззрением белорусов. Топонимические предания и легенды представлены как информативные тексты, отражающие взаимоотношения между традиционными сообществами, дикой природой и сверхъестественным измерением культурных ландшафтов. Особое внимание уделяется мотиву образования озера на месте затопленного поселения или храма. Этиологический мотив появления озера после визита старца укладывается в ряд легенд о странствующем Боге, который, испытывая человека, закладывает этими испытаниями ряд социальных установок и приближает тем самым корпус подобных текстов к легендам народной Библии.</p> 2025-02-19T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2025 Журнал Белорусского государственного университета. Филология https://journals.bsu.by/index.php/philology/article/view/6799 Борис Юстинович Норман 2025-03-27T10:17:35+03:00 Никита ­Викторович­ Супрунчук msuprunch@gmail.com 2025-03-24T14:49:38+03:00 Copyright (c) 2025 Журнал Белорусского государственного университета. Филология https://journals.bsu.by/index.php/philology/article/view/6802 X Международная научная конференция «Русский язык: система и функционирование», 22–23 октября 2024 г. 2025-03-27T10:17:35+03:00 Ольга ­Владимировна Зуева zuyeva.volha@gmail.com 2025-02-19T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2025 Журнал Белорусского государственного университета. Филология https://journals.bsu.by/index.php/philology/article/view/6885 Иван Алексеевич Черота 2025-03-27T10:17:35+03:00 Анна­ Владимировна ­ Наумова ana.naumova1@ya.ru 2025-02-19T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2025 Журнал Белорусского государственного университета. Филология