Человек в европейской фольклорной реальности ХХ в.: от фольклористики до антропологии
Аннотация
Рассматриваются основные этапы становления и развития антропологического подхода к фольклористике и этнологии в европейских странах с конца XIX в. до настоящего времени: от культурной антропологии Э. Б. Тайлора до антропологии как комплексной сферы исследования, включившей в себя этнологию и фольклористику в конце ХХ – начале ХХІ в. Выделены основные теории и понятия, которые в разные периоды составляли общую основу антропологии, фольклористики и этнологии: теория эволюции, теория полигенеза, теория ритуалов, коммуникативная этнография, концепция культурной креативности и др. Проанализированы основные функции человека в фольклорном и культурном пространстве как носителя культуры в контексте сообщества, эволюционной единицы, выступающей моделью развития культуры, создателя и реципиента фольклора, носителя традиций и местного образа жизни, представителя группы, этноса и нации, к которой он принадлежит, субъекта динамической сферы исследования, носителя национального самосознания, субъекта коммуникации и культуротворческой деятельности.
Литература
- Toelken B. The dynamics of folklore. Boston: Houghton Mifflin; 1979. 456 p.
- Fraser RG, Pert C. Sir James Frazer and the literary imagination: essays in affinity and influence. Berlin: Springer; 1990. 318 p.
- Simpson J, Roud S. A dictionary of English folklore. Oxford: Oxford University Press; 2000. 411 p.
- Hafstein VT. Voice of the folk: the Danish ballad war (1847–1848). In: SIEF2019 14th congress; 2019 April 14–17; Santiago de Compostela [Preprint] [Internet]. 2020 [cited 2020 June 21]. Available from: https://nomadit.co.uk/conference/sief2019/paper/46595.
- Carroll M. Some third thoughts on Max Müller and solar mythology. European Journal of Sociology. 1985;26(2):262–290. DOI:10.1017/S0003975600004446.
- Segal RA. Friedrich Max Müller on religion and myth. Publications of the English Goethe Society. 2016;85(2–3):135–144. DOI: 10.1080/09593683.2016.1224513.
- Segal RA, editor. The myth and ritual theory: an anthology. Hoboken: Wiley-Blackwell; 1998. 488 p.
- Segal RA. The myth and ritual theory: an overview. The Journal of Jewish Thought and Philosophy. 1997;6:1–18.
- Bascom W. The myth-ritual theory. The Journal of American Folklore. 1957;70:103–114. DOI: 10.2307/537295.
- Smith MW. The importance of folklore studies to anthropology. Folklore. 1959;70(1):300–312. DOI: 10.1080/0015587X. 1959.9717162.
- Logan PM. On culture: Edward B. Tylor’s primitive culture, 1871. In: Felluga DF, editor. BRANCH: Britain, representation and nineteenth-century history. Extension of Romanticism and Victorianism on the Net [Internet]. 2020 [cited 2020 June 18]. Available from: https://www.branchcollective.org/?ps_articles=peter-logan-on-culture-edward-b-tylors-primitive-culture-1871.
- Tylor EB. Primitive culture: researches into the development of mythology, philosophy, religion, language, art and custom. Volume 1. New York: Holt; 1874. 488 p.
- Vermeulen HF, Roldán AA, editors. Fieldwork and footnotes: studies in the history of European anthropology. London: Routledge; 2003. 276 p.
- Islam M. Folklore, the pulse of the people: in the context of indic folklore. Dehli: Concept Publishing Company; 1985. 430 p.
- Eriksen ThH. Anthropology and the Nordic countries [Internet]. 2020 [cited 2020 June 13]. Available from: https://nordics.info/ show/artikel/anthropology/.
- Nic Craith M, Johler R, Kockel U, editors. Everyday culture in Europe: approaches and methodologies. Farnham: Ashgate Publishing; 2012. 200 p.
- Fournier LS. Bringing together anthropology, ethnology and folklore: from factions to union. Narodna Umjetnost. 2016;53(1):43–57. DOI: 10.15176/vol53no102.
- Jerábek R. Czech studies of folk life from ethnography to European ethnology. Anthropological Journal on European Cultures. 1992;1(2):37–51.
- Barrera-González A, Heintz M, Horolets A, editors. European Anthropologies. New York: Berghahn Books; 2017. 296 p.
- Barth F, editor. Ethnic groups and boundaries: the social organization of culture difference. Boston: Little, Brown; 1969. 153 p.
- Brzozowska-Krajka A. Polish Folklore Studies at the End of the Twentieth Century. SEEFA Journal. 1999;4(1):7–10. DOI: 10.17161/folklorica.v4i1.3683
- Bronner SJ. Modern anthropological trends and their folkloristic relationships. Folk Life: Journal of Ethnological Studies. 1981;19:66–83. DOI: 10.1179/043087781798240192.
- Noy Ch. Ethnography of communication. In: Matthes J, editor. The international encyclopedia of communication research methods. Molden: Wiley-Blackwell & Sons; 2017. p. 11. DOI: 10.1002/9781118901731.iecrm0089.
- Barth F, Gingrich A, Parkin R, Silverman S. One discipline, four ways: British, German, French, and American anthropology. Chicago: University of Chicago Press; 2010. 408 p.
- Hasan-Rokem G. Jewish folklore and ethnography. In: Goodman M, editor. The Oxford handbook of Jewish studies. Oxford: Oxford University Press; 2002. p. 956–974. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780199280322.013.0038.
- Baron R, Cara AC, Introduction: creolization and folklore: cultural creativity in process. The Journal of American Folklore. 2003;116:4–8.
- Cohen R. Creolization and cultural globalization: the soft sounds of fugitive power. Globalizations. 2007;3:369–384. DOI: 10.1080/14747730701532492.
- Rodríguez EG, Tate ShA. Creolizing Europe: legacies and transformations. Oxford: Oxford University Press; 2015. 232 p.
- Stewart Ch. Creolization: history, ethnography, theory. Walnut Creek: Left Coast Press; 2007. 268 p.