Дизайн Льва Агибалова: трансгрессия модернистского кода

  • Игорь Николаевич Духан Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Анализируется динамика пластического кода дизайна Льва Агибалова от рационалистических моделей 1980-х гг. в рамках типологического проектирования Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики к формированию актуального «свободного образа», соединяющему функциональный концепт с аллюзиями женственности, фривольности, тактильного комфорта. Рассматривается ирония как проектная стратегия. Интерпретируются дизайнерские системы для жилища 1980-х гг., жилые интерьеры и пластические манифестации 1990–2010-х гг.

Биография автора

Игорь Николаевич Духан, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

доктор философских наук, кандидат архитектуры; заведующий кафедрой искусств и средового дизайна факультета социокультурных коммуникаций

Литература

  1. Jenks C. Transgression. London: Routledge; 2003. 216 p.
  2. Jones MJ. Repackaging Rousseau: feminity and fashion in Old Regime France. French Historical Studies. 1994;18(4):939–967. DOI: 10.2307/286724.
  3. Rousseau J.-J. Pedagogicheskie sochineniya. Tom 1 [Pedagogical works. Volume 1]. Dzhurinskii AN, compiler; Dzhibladze GN, editor. Moscow: Pedagogika; 1981. 656 p. Russian.
  4. Porter D. The Chinese taste in eighteenth-century England. Cambridge: Cambridge University Press; 2010. 230 p.
  5. Krauss R. The grid, the cloud, and the detail. In: Mertins D, editor. The presence of Mies. Princeton: Princeton Architectural Press; 1994. p. 110–125.
  6. Agibalov LI, Surskii DO, Gardashnikova TN. Poyasnitel’naya zapiska k tekhnicheskomu khudozhestvenno-konstruktorskomu proektu optimal’nogo assortimenta nozhnits, primenyaemykh v domashnem khozyaistve [Explanatory note to the technical art design project of the optimal assortment of scissors used in the household]. Minsk: Vsesoyuznyi NII tekhnicheskoi estetiki, Belorusskii filial; 1985. 35 p. Russian.
  7. Lavin S. Form follows libido: architecture and Richard Neutra in a psychoanalytic culture. Cambridge (MA): The MIT Press; 2004. 182 p.
  8. Rykwert J. Irony: Hollein’s general approach. Architecture and Urbanism. 1985;2:194–196.
  9. Sviderskaya MI. Prostranstvennye iskusstva v zapadnoevropeiskoi khudozhestvennoi kul’ture XIII–XIX vekov [Spatial arts in Western European artistic culture of the 13th–19th centuries]. Moscow: Galart; 2010. 928 p. Russian.
  10. Postrel V. The power of glamour: longing and the art of visual persuasion. New York: Simon & Schuster; 2017. 269 p.
  11. Dukhan I. Visual geometry: El Lissitzky and the establishment of conceptions of space – time in avant-garde art. Art in Translation. 2016;8(2):194–220. DOI: 10.1080/17561310.2016.1216050.
Опубликован
2020-10-10
Ключевые слова: рациональный дизайн, модернистский код, трансгрессия, пластический концепт, женский образ, фривольность, ирония в дизайне
Как цитировать
Духан, И. Н. (2020). Дизайн Льва Агибалова: трансгрессия модернистского кода. Человек в социокультурном измерении, 1, 36-41. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/pitscd/article/view/3462
Раздел
Культурные индустрии