Образы прошлого в культуре белорусского города: принципы формирования

  • Ольга Михайловна Соколова Белорусский государственный университет культуры и искусств, ул. Рабкоровская, 17, 220007, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Исследуется формирование образов прошлого на примере коммеморативных практик (топонимов, памятников, муралов) в культурном пространстве белорусского города. Памятники, посвященные знаковым личностям, с одной стороны, отражают социокультурную динамику места, а с другой – вызывают конфликты памяти. Рассматриваются сложные и диалектически неоднозначные связи, которые формируют структуры взаимодействия истории, традиций и коммеморативных практик. Акцентируется внимание на вопросах манипуляции образами исторического прошлого, адаптивности стратегий мемориализации к национальным интересам. Выступая в качестве актуальной практики сохранения национального историко-культурного наследия, проблема коммеморации в условиях современных городских ландшафтов является значимой и востребованной как в теоретико-методологическом, так и в практическом плане.

Биография автора

Ольга Михайловна Соколова, Белорусский государственный университет культуры и искусств, ул. Рабкоровская, 17, 220007, г. Минск, Беларусь

кандидат культурологии; начальник отдела редакционно-издательской и полиграфической работы, доцент кафедры культурологии факультета культурологии и социально-культурной деятельности

Литература

  1. Мazur LN. [The image of the past: the formation of historical memory]. Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta. Seriya 2. Gumanitarnye nauki. 2013;3(15):243–256. Russian.
  2. Myslivets NL. Images of the past in historical memory: theoretical and methodological aspect. Sotsial’no-gumanitarnye znaniya. 2018;1:157–164. Russian.
  3. Myslivets NL. Memory of the past in the space of a modern city. Sotsiologicheskii al’manakh. 2018;9:107–113. Russian.
  4. Repina LP. Events and images of the past in historical and cultural memory. Novoe proshloe / The New Past. 2016;1:82–99. Russian.
  5. Shub ML. [Relevance in the mirror of the past: the main content features of the modern image of the past]. Vestnik kul’ tury i iskusstv. 2020;1:45‒52. Russian.
  6. Lotman MYu. [Culture and explosion]. In: Lopshan MYu, compiler. Semiosfera [Semiosphere]. Saint Petersburg: Iskusstvo-SPb; 2000. p. 12–150. Russian.
  7. Shub ML. Commemoration phenomenon: an experience of culturological analysis of public commemoration practices (by the example of Chelyabinsk streets naming). Observatory of Culture. 2018;15(2):161–169. Russian. DOI: 10.25281/2072-3156-2018-15-2-161-169.
  8. Ramanava І, Mahowskaja І. Mіr: gіstoryja mjastjechka, shto raskazalі jago zhyhary [Mir: the history of the town, told by its inhabitants]. Vіl’nja: European Humanities University; 2009. 248 p. Belarusian.
  9. Saenko NR, Shipicyn AI. [Cultural and symbolic policy in relation to urban sculpture]. Voprosy kul’ turologii. 2010;12:80–84. Russian.
Опубликован
2021-09-20
Ключевые слова: образ прошлого, знаковая личность, коммеморативные практики, культура памяти, городское пространство, памятник, Беларусь
Как цитировать
Соколова, О. М. (2021). Образы прошлого в культуре белорусского города: принципы формирования. Человек в социокультурном измерении, 2, 49-56. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/pitscd/article/view/4055
Раздел
Мировая и национальная культура