Телесность номадического субъекта в дискурсах второй половины ХХ – начала XXI в.

  • Элина Аркадьевна Усовская Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь
  • Анна Борисовна Cосновик Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Рассматриваются проблемы телесности в рамках концепта номадизма, который наиболее ярко представлен в постмодернизме, постгуманизме и других дискурсах второй половины ХХ – первой трети XXI в. Социальная и общекультурная ситуация этого времени создала личность новой, иной конфигурации, которая получила название номада (кочевника). Номадический субъект обладает отличительными от модерна и традиционной культуры чертами, представленными в том числе и в телесных формах и практиках. С одной стороны, последние иллюстрируют наличие альтернативности (оппозиционности) привычным для официальной культуры нормам, с другой стороны, сами становятся частью массовой культуры, моды. Таким образом, номад стремится к постоянному отступлению от установленных шаблонов и канонов. Телесность номадического субъекта рассматривается в контексте позиций Ж. Делёза и Ф. Гваттари, М. Фуко, Р. Брайдотти и др., а также в рамках понимания телесности как культурно-политического и эпистемологического явления.

Биографии авторов

Элина Аркадьевна Усовская, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

кандидат культурологии, доцент; доцент кафедры культурологии факультета социокультурных коммуникаций

Анна Борисовна Cосновик, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

студентка факультета социокультурных коммуникаций. Научный руководитель – Э. А. Усовская

Литература

  1. Tsvetus-Sal’khova TE. [«Body» and «corporality» in cultural studies]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011;351:70–73. Russian.
  2. Bystrov VYu. [Foreword]. In: Foucault M. Nenormal’nye. Kurs lektsii, prochitannykh v Kollezh de Frans v 1974–1975 uchebnom godu [Abnormal. Lectures at the Collège de France, 1974–1975]. Shestakov AV, translator; Govorunov AV, Bystrov VYu, editors. Saint Petersburg: Nauka; 2005. p. 5–12. Russian.
  3. Foucault M. [Lectrure from 1976 March 17]. In: «Nuzhno zashchishchat’ obshchestvo»: Kurs lektsii, prochitannykh v Kollezh de Frans v 1975–1976 uchebnom godu [«Society must be defended»: Lectures at the Collège de France, 1975–1976]. Samarskaya EA, translator. Saint Petersburg: Nauka; 2005. p. 253–279. Russian.
  4. Preciado PB. I am the monster that speaks to you. Report to an academy of psychoanalysis. Mass K, translator [Internet]. LitRes [cited 2021 December 24]. Available from: https://www.litres.ru/paul-b-preciado/ya-monstr-chto-govorit-s-vami-otchet-dlya-akademii-psihoan/chitat-onlayn/. Russian.
  5. Deleuze G, Guattari F. Capitalizme et schizophrénie. L’Anti-Œdipe. Paris: Les Éditions de Minuit; 1972. 496 р. Russian edition: Deleuze G, Guattari F. Anti-Edip. Kapitalizm i shizofreniya. Kralechkin DYu, translator; Kuznetsov VYu, editor. Ekaterinburg: U-Faktoriya; 2007. 672 p. (Philosophy).
  6. Deleuze G. Francis Bacon. Logique de la sensation. La Roche-sur-Yon: Éditions de la Différence; 1981. 112 р. Russian edition: Deleuze G. Frensis Bekon. Logika oshchushcheniya. Shestakov AV, translator; Fokin SL, editor. Saint Petersburg: Machina; 2011. 176 p. (Novaya optika).
  7. Deleuze G, Guattari F. Tysyacha plato. Kapitalizm i shizofreniya [A thousand plateaus: capitalism and schizophrenia]. Svirskii IYa, translator. Yekaterinburg: U-Faktoriya; 2019. 895 p. Co-published by the «Astrel’». Russian.
  8. Dorozhkin AS. [The phenomenon of body modifications: definition and basic functions]. Art and Culture. 2017;2:41–43. Russian.
  9. Khaustov DS. Lektsii po filosofii postmoderna [Lectures on postmodern philosophy]. Moscow: Ripol Classic; 2018. 288 p. (Lektsii PRO. Vvedenie v filosofiyu). Russian.
  10. Baudrillard J. La société de consummation. Ses mythes, ses structures. Paris: Denoël; 1970. 304 р. Russian edition: Baudrillard J. Obshchestvo potrebleniya. Samarskaya EA, translator. Moscow: AST; 2020. 320 p. (Filosofiya – Neoclassic).
  11. Baudrillard J. Pour une critique de l’économie politique du signe. Paris: Gallimard; 1972. 268 р. Russian edition: Baudrillard J. K kritike politicheskoi ekonomii znaka. Kralechkin DYu, translator; Kuznetsov VYu, editor. Moscow: Akademicheskii proekt; 2007. 335 p. (Filosofskie tekhnologii).
  12. Toropova AA. Agender aesthetics: body is not an image, but a fluid. Corpus Mundi. 2020;1(2):37–61. Russian. DOI: 10.46539/cmj.v1i2.11.
  13. Shittsova T. [Depression as disposition-and-dispositif. Toward the social relevance of depression in contemporary Belarusian society]. In: Shittsova T, Artimovich T, Kovtyak E, Poleshchuk I. Bez budushchego. Depressiya i avtoritarnoe obshchestvo [Without a future. Depression and an authoritarian society]. Vilnus: Logvino literatūros namai; 2020. p. 39–121. (Conditio humana). Russian.
  14. Braidotti R. [By way of nomadism]. In: Zherebkin SV, editor. Vvedenie v gendernye issledovaniya.Chast’ 2 [Introduction to gender studies. Part 2]. Kharkiv: KhTsGI; 2001. p. 136–163. Co-published by the «Aleteiya». Russian.
  15. Toropova AA. Construction of performative physicality in contemporary art. Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice. 2017;10(part 1):170–172. Russian.
Опубликован
2022-03-16
Ключевые слова: телесность, номад, номадический субъект, постмодернизм, трансформация, власть, культура
Как цитировать
Усовская, Э. А., & CосновикА. Б. (2022). Телесность номадического субъекта в дискурсах второй половины ХХ – начала XXI в. Человек в социокультурном измерении, 1, 16-23. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/pitscd/article/view/4499
Раздел
Социокультурная коммуникация