Антропоморфные структуры образа Лондона в современной британской прозе
Аннотация
Рассматривается образ Лондона как полноправного центрального персонажа британской прозы рубежа XX–XXI вв. Несмотря на накопленный опыт описания столицы Великобритании в викторианском и реалистическом романе, писателям конца ХХ – начала XXI в. удается по-новому взглянуть на данный топос за счет использования приема персонификации. Тенденция к персонификации топоса как ключевой художественной стратегии произведения объясняется, с одной стороны, бурным развитием мировоззренческой парадигмы антропоцентричности, нашедшей применение во всех областях гуманитарного знания, а с другой стороны, действием художественных законов, поскольку сам факт переноса неантропоморфного персонажа из второстепенных в заглавные придает ему определенную долю антропоморфности. Анализируются центральные образы-топосы романов Э. Резерфорда «Лондон» (1997), П. Акройда «Лондон. Биография» (2000) и Дж. Ланчестера «Столица» (2012), а также рассказа Х. Симпсон «Прогулка» (2006). В результате исследования выявляются способы построения антропоморфных образных структур в анализируемых произведениях: физиологическое олицетворение у П. Акройда, культурно-исторический экскурс у Э. Резерфорда, современный социальный срез у Дж. Ланчестера, феноменологическая редукция у Х. Симпсон. Отмечается, что все авторы в той или иной степени прибегают к историческим и литературным аллюзиям, деперсонификации жителей Лондона, перечислительным рядам, полифонии, экомотивам.
Литература
- Politakis C. The human body matter: notes on the persistence of anthropomorphism in architecture. In: Voyatzaki M, editor. What’s the matter? Materiality and materialism at the age of computation. Proceedings of the conference; 2014 September 4–6; Barcelona, Spain. Brussels: European Network of Heads of Schools of Architecture; 2014. p. 327–337. DOI: 10.13140/RG.2.1.1429.1686.
- von Naredi-Rainer P. Architektur und Harmonie: Zahl, Mass und Proportion in der abendländischen Baukunst. Cologne: DuMont; 1982. 303 S.
- Zollner F. Vitruvs Proportionsfigur: Quellenkritische Studien zur Kunstliteratur im 15. und 16. Jahrhundert. Worms: Wernersche Verlagsgesellschaft; 1987. 241 S.
- Baikova EV. Antropomorfnye struktury v khudozhestvennoi kul’ture [Anthropomorphic structures in artistic culture] [dissertation]. Saratov: Saratovskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet; 2000. 154 p. Russian.
- Rutherford E. London. New York: Ballantine Books; 1997. 1124 p.
- Ackroyd P. London. The biography. London: Anchor; 2009. 1123 p.
- Lanchester J. Capital. London: Faber and Faber; 2013. 577 p.
- Simpson H. Constitutional [Internet]. London: Vintage; 2006 [cited 2022 August 27]. 144 p. Available from: https://archive.bookfrom.net/helen-simpson/233938-constitutional.html.
- Ackroyd P. London: a biography [Internet]. Babkov VO, Motylev LYu, translators. Moscow: Izdatel’stvo Ol’gi Morozovoi; 2009 [cited 2022 September 12]. 896 p. Available from: http://loveread.ec/view_global.php?id=23365. Russian.
- Rutherford E. London [Internet]. Koposova EA, translator. Saint Petersburg: Azbuka; 2015 [cited 2022 August 27]. 992 p. Available from: http://loveread.ec/view_global.php?id=46294. Russian.
- Florida R. The rise of the creative class. New York: Basic Books; 2012. 512 p.