Антропоморфные структуры образа Лондона в современной британской прозе

  • Наталья Станиславовна Зелезинская Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Рассматривается образ Лондона как полноправного центрального персонажа британской прозы рубежа XX–XXI вв. Несмотря на накопленный опыт описания столицы Великобритании в викторианском и реалистическом романе, писателям конца ХХ – начала XXI в. удается по-новому взглянуть на данный топос за счет использования приема персонификации. Тенденция к персонификации топоса как ключевой художественной стратегии произведения объясняется, с одной стороны, бурным развитием мировоззренческой парадигмы антропоцентричности, нашедшей применение во всех областях гуманитарного знания, а с другой стороны, действием художественных законов, поскольку сам факт переноса неантропоморфного персонажа из второстепенных в заглавные придает ему определенную долю антропоморфности. Анализируются центральные образы-топосы романов Э. Резерфорда «Лондон» (1997), П. Акройда «Лондон. Биография» (2000) и Дж. Ланчестера «Столица» (2012), а также рассказа Х. Симпсон «Прогулка» (2006). В результате исследования выявляются способы построения антропоморфных образных структур в анализируемых произведениях: физиологическое олицетворение у П. Акройда, культурно-исторический экскурс у Э. Резерфорда, современный социальный срез у Дж. Ланчестера, феноменологическая редукция у Х. Симпсон. Отмечается, что все авторы в той или иной степени прибегают к историческим и литературным аллюзиям, деперсонификации жителей Лондона, перечислительным рядам, полифонии, экомотивам.

Биография автора

Наталья Станиславовна Зелезинская, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

кандидат филологических наук, доцент; доцент кафедры теории и практики перевода факультета социокультурных коммуникаций

Литература

  1. Politakis C. The human body matter: notes on the persistence of anthropomorphism in architecture. In: Voyatzaki M, editor. What’s the matter? Materiality and materialism at the age of computation. Proceedings of the conference; 2014 September 4–6; Barcelona, Spain. Brussels: European Network of Heads of Schools of Architecture; 2014. p. 327–337. DOI: 10.13140/RG.2.1.1429.1686.
  2. von Naredi-Rainer P. Architektur und Harmonie: Zahl, Mass und Proportion in der abendländischen Baukunst. Cologne: DuMont; 1982. 303 S.
  3. Zollner F. Vitruvs Proportionsfigur: Quellenkritische Studien zur Kunstliteratur im 15. und 16. Jahrhundert. Worms: Wernersche Verlagsgesellschaft; 1987. 241 S.
  4. Baikova EV. Antropomorfnye struktury v khudozhestvennoi kul’ture [Anthropomorphic structures in artistic culture] [dissertation]. Saratov: Saratovskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet; 2000. 154 p. Russian.
  5. Rutherford E. London. New York: Ballantine Books; 1997. 1124 p.
  6. Ackroyd P. London. The biography. London: Anchor; 2009. 1123 p.
  7. Lanchester J. Capital. London: Faber and Faber; 2013. 577 p.
  8. Simpson H. Constitutional [Internet]. London: Vintage; 2006 [cited 2022 August 27]. 144 p. Available from: https://archive.bookfrom.net/helen-simpson/233938-constitutional.html.
  9. Ackroyd P. London: a biography [Internet]. Babkov VO, Motylev LYu, translators. Moscow: Izdatel’stvo Ol’gi Morozovoi; 2009 [cited 2022 September 12]. 896 p. Available from: http://loveread.ec/view_global.php?id=23365. Russian.
  10. Rutherford E. London [Internet]. Koposova EA, translator. Saint Petersburg: Azbuka; 2015 [cited 2022 August 27]. 992 p. Available from: http://loveread.ec/view_global.php?id=46294. Russian.
  11. Florida R. The rise of the creative class. New York: Basic Books; 2012. 512 p.
Опубликован
2023-11-14
Ключевые слова: топос, художественный образ, структура образа, Лондон, П. Акройд, Дж. Ланчестер, Э. Резерфорд, Х. Симпсон
Как цитировать
Зелезинская, Н. С. (2023). Антропоморфные структуры образа Лондона в современной британской прозе. Человек в социокультурном измерении, 2, 35-40. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/pitscd/article/view/5321
Раздел
Мировая и национальная культура