Рекламный дискурс как форма коммуникации: культурный код в пространстве рекламы

  • Евгения Владимировна Кузнецова Институт философии НАН Беларуси, ул. Сурганова, 1, корп. 2, 220072, г. Минск, Беларусь; Белорусский государственный университет культуры и искусств, ул. Рабкоровская, 17, 220007, г. Минск, Беларусь https://orcid.org/0000-0003-2774-9858

Аннотация

Рассмотрены особенности рекламной коммуникации как специфической формы общения, а также рекламное коммуникативное пространство, в котором реализуются вербальные проявления культурного кода. Систематизированы имеющиеся результаты исследований зарубежных и русскоязычных ученых по данной тематике и выявлены черты, присущие рекламному дискурсу. Отдельное внимание уделено изучению языковых особенностей рекламы. Выделены проявления культурного кода в пространстве рекламной коммуникации: вариативность, принадлежность менталитету и эмоциональность. В контексте культурного кода в рекламном дискурсе также представлены реализуемые рекламной коммуникацией функции. В качестве эмпирического материала выступил рекламный нарратив белорусского и российского коммуникативного пространства. Результаты исследования могут быть использованы при изучении соответствующей проблематики теоретического и прикладного характера в следующих областях знания: культурологии, социологии, лингвистике, теории рекламы и маркетинговой коммуникации.

Биография автора

Евгения Владимировна Кузнецова , Институт философии НАН Беларуси, ул. Сурганова, 1, корп. 2, 220072, г. Минск, Беларусь; Белорусский государственный университет культуры и искусств, ул. Рабкоровская, 17, 220007, г. Минск, Беларусь

кандидат философских наук, доцент; старший научный сотрудник отдела исследований глобализации, регионализации и социокультурного сотрудничества Института философии НАН Беларуси, докторант кафедры культурологии факультета культурологии и социально-культурной деятельности Белорусского государственного университета культуры и искусств

 

Литература

  1. Reeves R. Reality in advertising. London: Penguin Books; 1996. 120 p.
  2. Ogilvy D. Ogilvy on advertising. Oxford: Oxford University Press; 1997. 232 p.
  3. Ries A, Trout J. Positioning. The battle for your mind. Cambridge: Cambridge University Press; 1994. 356 р.
  4. Sknarev DS. Yazykovye sredstva sozdaniya obraza v reklamnom diskurse: semanticheskii, pragmaticheskii, marketingovyi aspekty [Linguistic means of creating an image in advertising discourse: semantic, pragmatic, marketing aspects] [dissertation]. Chelyabinsk: Chelyabinsk State Pedagogical University; 2015. 390 p. Russian.
  5. Leont’ev AA. Priznaki svyaznosti i tsel’nosti teksta [Signs of coherence and integrity of the text]. Moscow: Nauka; 1976. 160 p. Russian.
  6. Kara-Murza ES. [Analysis of the «promoting» text: rhetorical, compositional and stylistic aspect]. In: Togliatti State University. Tekst: filologicheskii, sotsiokul’turnyi, regional’nyi i metodicheskii aspekty. Materialy V Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii; 15–17 aprelya 2015 g.; Tol’yatti, Rossiya [Text: philological, sociocultural, regional and methodological aspects. Proceedings of the 5th International scientific conference; 2015 April 15–17; Togliatti, Russia]. Togliatti: Togliatti State University; 2015. р. 200–207. Russian.
  7. Goffman Е. Analiz freimov: esse ob organigatsii povsednevnogo opyta [Analysis of frames: an essay on the organization of everyday experience]. Batygin GS, Kozlova LA, editors. Moscow: Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences; 2003. 342 p. Russian.
  8. Yokoyama OT. Disbelief, lies, and manipulations in a transactional discourse model. Argumentation. 1988;2:133–151. DOI: 10.1007/bf00179146.
  9. Grice HP. Logic and conversation. In: Cole P, Morgan JL, editors. Studies in syntax and semantics. Volume 3, Speech acts. New York: Academic Press; 1975. р. 41–58.
  10. Sheigal EI. [Parameters of confidential communication]. In: Shakhovskii VI, editor. Chelovek v kommunikatsii: aspekty issledovanii [Man in communication: aspects of research]. Volgograd: Peremena; 2005. р. 204–220. Russian.
  11. Borisova EG. The discourse of advertizing: peculiarities. Media Linguistics. 2018;5(4):436–444. Russian. DOI: 10.21638/spbu22.2018.404.
  12. Pirogova YuK. [The playful nature of advertising]. Reklama i zhizn’. 1999;2:51–56. Russian.
  13. Kuznetsova EV, Patenko GR. Features of communicative interchange: the language of advertising. Vestnik of Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanitarian and Social Sciences. 2017;1:96–101. Russian. EDN: XWEZUZ.
  14. Astasheva EM. [Influencing potential of television advertising discourse]. International Journal of Experimental Education. 2011;8:90–91. Russian. EDN: RAKQND.
  15. Kuznetsova EV. Kulturnyi kod: eksplitsirovanie ponyatiya [Cultural code: explication of the concept]. News of the Institute of Contemporary Knowledge. 2022;3:104–110. Russian.
  16. Lotman YuM. Semiosfera [Semiosphere]. Saint Petersburg: Iskusstvo; 2000. 720 p. Russian.
  17. Rapaille C. The culture code: an ingenious way to understand why people around the world live and buy as they do. New York: Crown Business; 2006. 420 р.
Опубликован
2024-04-09
Ключевые слова: реклама, коммуникация, рекламная коммуникация, коммуникативное пространство, рекламный дискурс, культурный код, менталитет
Как цитировать
Кузнецова , Е. В. (2024). Рекламный дискурс как форма коммуникации: культурный код в пространстве рекламы. Человек в социокультурном измерении, 1, 49-56. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/pitscd/article/view/5561
Раздел
Культурные индустрии