Рекламный дискурс как форма коммуникации: культурный код в пространстве рекламы
Аннотация
Рассмотрены особенности рекламной коммуникации как специфической формы общения, а также рекламное коммуникативное пространство, в котором реализуются вербальные проявления культурного кода. Систематизированы имеющиеся результаты исследований зарубежных и русскоязычных ученых по данной тематике и выявлены черты, присущие рекламному дискурсу. Отдельное внимание уделено изучению языковых особенностей рекламы. Выделены проявления культурного кода в пространстве рекламной коммуникации: вариативность, принадлежность менталитету и эмоциональность. В контексте культурного кода в рекламном дискурсе также представлены реализуемые рекламной коммуникацией функции. В качестве эмпирического материала выступил рекламный нарратив белорусского и российского коммуникативного пространства. Результаты исследования могут быть использованы при изучении соответствующей проблематики теоретического и прикладного характера в следующих областях знания: культурологии, социологии, лингвистике, теории рекламы и маркетинговой коммуникации.
Литература
- Reeves R. Reality in advertising. London: Penguin Books; 1996. 120 p.
- Ogilvy D. Ogilvy on advertising. Oxford: Oxford University Press; 1997. 232 p.
- Ries A, Trout J. Positioning. The battle for your mind. Cambridge: Cambridge University Press; 1994. 356 р.
- Sknarev DS. Yazykovye sredstva sozdaniya obraza v reklamnom diskurse: semanticheskii, pragmaticheskii, marketingovyi aspekty [Linguistic means of creating an image in advertising discourse: semantic, pragmatic, marketing aspects] [dissertation]. Chelyabinsk: Chelyabinsk State Pedagogical University; 2015. 390 p. Russian.
- Leont’ev AA. Priznaki svyaznosti i tsel’nosti teksta [Signs of coherence and integrity of the text]. Moscow: Nauka; 1976. 160 p. Russian.
- Kara-Murza ES. [Analysis of the «promoting» text: rhetorical, compositional and stylistic aspect]. In: Togliatti State University. Tekst: filologicheskii, sotsiokul’turnyi, regional’nyi i metodicheskii aspekty. Materialy V Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii; 15–17 aprelya 2015 g.; Tol’yatti, Rossiya [Text: philological, sociocultural, regional and methodological aspects. Proceedings of the 5th International scientific conference; 2015 April 15–17; Togliatti, Russia]. Togliatti: Togliatti State University; 2015. р. 200–207. Russian.
- Goffman Е. Analiz freimov: esse ob organigatsii povsednevnogo opyta [Analysis of frames: an essay on the organization of everyday experience]. Batygin GS, Kozlova LA, editors. Moscow: Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences; 2003. 342 p. Russian.
- Yokoyama OT. Disbelief, lies, and manipulations in a transactional discourse model. Argumentation. 1988;2:133–151. DOI: 10.1007/bf00179146.
- Grice HP. Logic and conversation. In: Cole P, Morgan JL, editors. Studies in syntax and semantics. Volume 3, Speech acts. New York: Academic Press; 1975. р. 41–58.
- Sheigal EI. [Parameters of confidential communication]. In: Shakhovskii VI, editor. Chelovek v kommunikatsii: aspekty issledovanii [Man in communication: aspects of research]. Volgograd: Peremena; 2005. р. 204–220. Russian.
- Borisova EG. The discourse of advertizing: peculiarities. Media Linguistics. 2018;5(4):436–444. Russian. DOI: 10.21638/spbu22.2018.404.
- Pirogova YuK. [The playful nature of advertising]. Reklama i zhizn’. 1999;2:51–56. Russian.
- Kuznetsova EV, Patenko GR. Features of communicative interchange: the language of advertising. Vestnik of Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanitarian and Social Sciences. 2017;1:96–101. Russian. EDN: XWEZUZ.
- Astasheva EM. [Influencing potential of television advertising discourse]. International Journal of Experimental Education. 2011;8:90–91. Russian. EDN: RAKQND.
- Kuznetsova EV. Kulturnyi kod: eksplitsirovanie ponyatiya [Cultural code: explication of the concept]. News of the Institute of Contemporary Knowledge. 2022;3:104–110. Russian.
- Lotman YuM. Semiosfera [Semiosphere]. Saint Petersburg: Iskusstvo; 2000. 720 p. Russian.
- Rapaille C. The culture code: an ingenious way to understand why people around the world live and buy as they do. New York: Crown Business; 2006. 420 р.