Обоснование научной дисциплины «Исследования дизайна»

  • Наталья Юрьевна Фролова Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Обращение к исследованию дизайна продиктовано необходимостью осмысления проблем, связанных с изменениями в современной культуре, которая вступила в постиндустриальную эпоху. Подчиненность дизайна общей тенденции трансформаций раскрывается в очевидной многонаправленности и разномасштабности процессов внутри практики дизайна, а также при ее осмыслении и теоретизировании. Изменения, происходящие в дизайне, являются результатом развития цивилизации, они характеризуются полифоничностью практики, расширением и размыванием границ феномена, а также институализацией научной дисциплины. Возрастающий интерес к дизайну со стороны гуманитарных исследований отражает результаты его влияния на общественную жизнь и доказывает его тотальный характер. Процессы такого проникновения можно наблюдать повсеместно в общественной, профессиональной и индивидуально-личностной сферах, поскольку из вида деятельности по оформлению коммуникации дизайн превращается в язык коммуникации, выполняя задачу социально-культурного организатора общественного взаимодействия. Дизайн, будучи компонентом процессов, происходящих в обществе и культуре, подвергается структурным и качественным трансформациям. Развивающаяся практика дизайна и возрастающий интерес к феномену дизайна со стороны исследователей разных областей знаний формируют новые подходы к его изучению и обоснованию, а также актуализируют новую дисциплину, названную «Исследования дизайна» («Design studies»). Актуальность исследования обусловлена необходимостью введения в русскоязычное пространство термина «исследования дизайна», обозначающего новую область науки, которая включает в себя все аспекты дизайн-практики и дизайн-теории. Применение междсциплинарного метода и системного подхода позволило детерминировать исследования дизайна как дисциплину в различных контекстах и отметить актуальность включения русскоязычных ученых в мировые процессы изучения такого сложного и трансформирующегося феномена, как дизайн. Сделан вывод о том, что исследования дизайна представляются расширяющимся и фрагментирующимся пространством. В результате включения в это пространство других дисциплин и часто пограничного положения исследований названная область вполне может считаться междисциплинарной.

Биография автора

Наталья Юрьевна Фролова, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

кандидат культурологии, доцент; доцент кафедры коммуникативного дизайна факультета социокультурных коммуникаций

 

Литература

  1. Gafarov HS. Disciplinary structure contemporary Western design studies: problems of stratification and taxonomy. In: Belarusian State University. Aktual’nye problemy dizaina i dizain­obrazovaniya. Materialy II Mezhdunarodnoi nauchno­prakticheskoi konferentsii; 19–20 aprelya 2018 g.; Minsk, Belarus’ [Current problems of design and design education. Materials of the 2nd International scientific and practical conference; 2018 April 19–20; Minsk, Belarus]. Minsk: Belarusian State University; 2018. р. 3–23. Russian.
  2. Romanova NYu. Design discourse. In: St. Petersburg State University.43rd International philological conference; 2014 March 11–16; Saint Petersburg, Russia. Saint Petersburg: St. Petersburg State University; 2015. р. 366–373. Russian.
  3. Bart R. Imperiya znakov [Empire of signs]. Brazhnikova YaG, translator. Moscow: Praksis; 2004. 142 p. Russian.
  4. Pierce ChS. Izbrannye filosofskie proizvedeniya [Selected philosophical works]. Golubovich K, Chukhrukidze K, Dmitriev T, translators. Moscow: Logos; 2000. 448 p. Russian.
  5. Krippendorff K. The semantic turn: a new foundation for design. New York: Taylor & Francis; 2006. 349 p.
  6. Creswell JW. Research design: qualitative, quantitative, and mixed methods approaches. 5th edition. Los Angeles: Sage; 2018. 304 p.
  7. Leedy PD, Ormrod JE, Ruth LJ. Practical research: planning and design. 12th edition. New York: Pearson; 2019. XX, 441 p.
  8. Koskinen I, Zimmerman J, Binder T, Redstrom J, Wensveen S. Design research through practice: from the lab, field, and showroom. 1st edition. Waltham: Morgan Kaufmann; 2011. 224 p.
  9. Gafarov HS. Globalization challenges and design proliferation. In: Belarusian State University. Aktual’nye problemy dizaina i dizain­obrazovaniya. Materialy I Mezhdunarodnoi nauchno­prakticheskoi konferentsii; 26–28 aprelya 2017 g.; Minsk, Belarus’ [Current problems of design and design education. Materials of the 1st International scientific and practical conference; 2017 April 26–28; Minsk, Belarus]. Minsk: Belarusian State University; 2017. p. 13–24. Russian.
  10. Gafarov HS. Design theory: from «design methodology» to «offenbach approach». In: Belarusian State University. Gumanitarnye tekhnologii v obrazovanii i sotsiosfere. Materialy IV Mezhdunarodnoi nauchno­prakticheskoi konferentsii «Aktual’nye problemy gumanitarnogo obrazovaniya»; 19–20 oktyabrya 2017 g.; Minsk, Belarus’ [Humanitarian technologies in education and the sociosphere. Materials of the 4th International scientific and practical conference «Current problems of humanitarian education»; 2017 October 19–20; Minsk, Belarus]. Minsk: Belarusian State University; 2017. p. 140–146. Russian.
  11. Holubeu UU. «Design research» as a training interdisciplinary module concept change and demarcation of the communicative paradigm in the educational situation. In: Belarusian State University. Aktual’nye problemy dizaina i dizain­obrazovaniya. Materialy III Mezhdunarodnoi nauchno­prakticheskoi konferentsii; 18–19 aprelya 2019 g.; Minsk, Belarus’ [Current problems of design and design education. Materials of the 3rd International scientific and practical conference; 2019 April 18–19; Minsk, Belarus]. Minsk: Belarusian State University; 2019. p. 18–25. Russian.
  12. Frolova NU. Design research as a space of interaction between theory and practice. Human in the Socio­Cultural Dimension. 2021;1:60–68. Russian.
  13. Frolova NU. Design studies as a space for integration of education and practice of design. In: Belarusian State University. Aktual’nye problemy dizaina i dizain­obrazovaniya. Materialy VII Mezhdunarodnoi nauchno­prakticheskoi konferentsii; 22–23 oktyabrya 2020 g.; Minsk, Belarus’ [Current problems of design and design education. Materials of the 7th International scientific and practical conference; 2020 October 22–23; Minsk, Belarus]. Minsk: Belarusian State University; 2020. p. 437–446. Russian.
  14. Frolova NU. Design studies as a factor of changing the status of design in culture. Human in the Socio­Cultural Dimension. 2020;2:78–84. Russian.
  15. Bystrova TYu. Veshch’, forma, stil’: vvedenie v filosofiyu dizaina [Thing, form, style: an introduction to design philosophy]. Moscow: Kabinetnyi uchenyi; 2017. 374 р. Russian.
  16. Lola GN. Design as the communicative practice. Vestnik of Saint Petersburg University. Arts. 2012;2:225–230. Russian. EDN: PAUGQR.
  17. Lola GN. Dizain: opyt metafizicheskoi transkriptsii [Design: experience of metaphysical transcription]. Moscow: Moskovskii gosudarstvennyi universitet; 1998. 217 р. Russian.
  18. Lola GN. Metafizika dizaina [Metaphysics of design]. Saint Petersburg: St. Petersburg State University; 2014. 155 р. Russian.
  19. Chizhikov VV. Dizain i kul’tura [Design and culture]. Moscow: Moscow State Art and Cultural University; 2006. 361 р. Russian.
  20. Genisaretskii OI. Filosofiya proektnosti. Iz istorii proektnoi kul’tury vtoroi poloviny ХХ veka [Philosophy of design. From the history of project culture of the second half of the 20th century]. Moscow: URSS; 2016. 400 р. Russian.
  21. Kantor KM. [Experience in socio-philosophical justification of design possibilities]. Voprosy filosofii. 1981;11:84–96. Russian.
  22. Shchedrovitskii GP. Izbrannye trudy [Selected works]. Piskoppel’ AA, Shchedrovitskii LP, editors and compilers. Moscow: Shkola kul’turnoi politiki; 1995. 800 p. Russian.
  23. Archer LB. Systematic method for designers. London: Council for Industrial Design; 1965. 40 p.
  24. Bonsiepe G. The uneasy relationship between design and design research. In: Michele R, editor. Design research now. Essays and selected projects. Berlin: Birkhäuser; 2012. р. 25–39.
  25. Cross N. From a design science to a design discipline: understanding designerly ways of knowing and thinking. In: Michele R, editor. Design research now. Essays and selected projects. Berlin: Birkhäuser; 2012. p. 41–54.
  26. Margolin М. Design history or design studies: subject matter and methods. In: Buchanan R, Margolin V, editors. Discovering design: explorations in design studies. Chicago: University of Chicago Press; 1995. р. 4–15.
  27. Schwab K. Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya [The 4th industrial revolution]. Moscow: Eksmo; 2016. 208 p. Russian.
Опубликован
2024-04-09
Ключевые слова: исследования дизайна, дизайн, культура, высшее образование, контекст, детерминация, дизайн-практика, дизайн-теория, междисциплинарность, дисциплина «Исследования дизайна», дизайн-образование
Как цитировать
Фролова, Н. Ю. (2024). Обоснование научной дисциплины «Исследования дизайна». Человек в социокультурном измерении, 1, 40-48. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/pitscd/article/view/5853
Раздел
Культурные индустрии