Монетарное мышление населения Республики Беларусь

  • Оксана Николаевна Гаврилик Гродненский государственный университет им. Янки Купалы, ул. Ожешко, 22, 230023, г. Гродно, Беларусь; Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Необходимость изучения монетарного мышления населения обусловлена как процессами реформирования экономической сферы, так и трансформацией общественного сознания. Представлены результаты комплексного исследования особенностей монетарного мышления населения Республики Беларусь, проводившегося с июля 2016 г. по март 2017 г. Применялись качественные и количественные методы исследования: глубинное интервью, экспертный опрос и анкетирование. Полученные данные дополнены опытом белорусских ученых. Прослежена динамика ценностей населения на основе сравнения результатов анкетного опроса (2017) и Европейского исследования ценностей (2008–2009). Выявлены представления населения о деньгах как предмете социальных отношений, преобладающий тип экономического поведения, отношение к предпринимателям и финансовым институтам. Установлены различия в монетарном мышлении различных категорий населения.

Биография автора

Оксана Николаевна Гаврилик, Гродненский государственный университет им. Янки Купалы, ул. Ожешко, 22, 230023, г. Гродно, Беларусь; Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

преподаватель кафедры социологии и специальных социологических дисциплин факультета истории, коммуникации и туризма Гродненского государственного университета им. Янки Купалы; аспирантка кафедры социологии факультета философии и социальных наук БГУ. Научный руководитель – кандидат философских наук, доцент Л. В. Филинская.

Литература

  1. Sokolova G. N. [Economic sociology]. Minsk, 2013 (in Russ.).
  2. Burd’e P. [Social space and genesis of «classes»]. In: N. A. Shmatko (transl.). Sotsiologiia sotsial’nogo prostranstva. Moscow, 2007. P. 14–48 (in Russ.).
  3. Fedotova V. G., Fedotova N. N., Kolpakov V. A. [Global capitalism: three great transformation]. Moscow, 2008 (in Russ.).
  4. Khobsbaum E. Nostalgia of Russians across the USSR is a nostalgia about the country in which money and profit weren’t main... Svobodnaia mysl’. 2011. No. 11. P. 31–36 (in Russ.).
  5. Kroitor S., Obrazhei O., Podval’skaia V. [The financial literacy of the population of the Republic of Belarus: facts and conclusions. January–February 2016]. Minsk, 2016 (in Russ.).
  6. Kirienko V. V. [Mentality of modern Belarusians]. Gomel’, 2004 (in Russ.).
  7. Sidorova A. M. Influence of economic mentality on carrying out market reforms in Republic of Belarus. Novaya ekon. 2015. No 2. P. 196–202 (in Russ.).
  8. Kavetskii S. T., Skakun E. V. Sociological barometer of business in border areas of the Brest region. Sotsiologiya. 2016. No. 2. P. 124–131 (in Russ.).
Опубликован
2019-03-07
Ключевые слова: монетарное мышление, деньги, тип экономического поведения, доверие финансовым институтам, предпринимательство
Как цитировать
Гаврилик, О. Н. (2019). Монетарное мышление населения Республики Беларусь. Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 2, 95-102. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/sociology/article/view/1630