Десакрализация коллективной памяти о Холокосте: кейс Государственного музея Аушвиц-Биркенау

  • Илья Станиславович Сульжицкий Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Изучаются процессы десакрализации и фрагментации коллективной памяти о Холокосте в коллективных представлениях посетителей Государственного музея Аушвиц-Биркенау. Исследование этих процессов опирается на теоретическую модель, разработанную в современной культурсоциологии, которая является наиболее сенситивной при обращении к вопросам, связанным с сакрализацией и осквернением мест памяти. Рассмотрены возможности экспликации основных положений культурсоциологии в теоретическую рамку Memory Studies, а также концептуализации таких понятий, как оппозиция сакральное чистое / сакральное нечистое, коллективная память, культурная травма. Далее в ходе исследования раскрываются основные стратегии классификации Государственного музея Аушвиц-Биркенау как сакрального и профанного места памяти, детализируется тенденция, связанная с десакрализацией этого места и описания его в категориях профанного.

Биография автора

Илья Станиславович Сульжицкий, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

аспирант кафедры социологии факультета философии и социальных наук. Научный руководитель – член-корреспондент НАН Беларуси, доктор социологических наук, профессор А. Н. Данилов

Литература

  1. Adorno T. Negativnaya dialektika [Negative dialectics]. Moscow : Scientific World, 2003 (in Russ.).
  2. Winter J., Nikolai V. F. Places of Memory and the Shadow of War. Vestnik Mininskogo univ. 2016. No. 1–2. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/163/164 (date of access: 04.02.2018) (in Russ.).
  3. Assman A. Dlinnaya ten’ proshlogo: memorial’naya kul’tura i istoricheskaya politika [A long shadow of the past: memorial culture and historical politics]. Moscow : New Literary Observer, 2014 (in Russ.).
  4. Assman A. Novoe nedovol’stvo memorial’noi kul’turoi [New dissatisfaction with the memorial culture]. Moscow : New Literary Observer, 2016 (in Russ.).
  5. Alexander J. Culture trauma, morality and solidarity: The social construction of «Holocaust» and other mass murders. Thesis Eleven. 2016. Vol. 132, No. 1. P. 3–16.
  6. Zelizer B. Finding Aids to the Past: Bearing Personal Witness to Traumatic Public Events. Media, Culture, and Society. 2002. Vol. 24 (5). P. 697–714. DOI: 10.1177/016344370202400509.
  7. Agamben D. Homo sacer. Chto ostaetsya posle Osventsima: arkhiv i svidetel’ [Homo sacer. Remnants of Auschwitz: the Witness and the Archive]. Moscow : Europe, 2012 (in Russ.).
  8. Olick J. K., Levy D. Collective Memory and Cultural Constraint: Holocaust Myth and Rationality in German Politics. Am. Sociol. Rev. 1997. Vol. 62, No. 6. P. 921–936.
  9. Durkheim E. The Dualism of human nature and its social conditions. Sotsiologicheskоe obozrenie [Russian Sociological Review]. 2013. Vol. 12, No. 2. P. 133–144 (in Russ.).
  10. Kurakin D. Eluding sacred: ambiguity of the sacred and its importance for the «strong program» in cultural sociology. Sotsiologicheskоe obozrenie [Russian Sociological Review]. 2011. Vol. 10, No. 3. P. 41–70 (in Russ.).
  11. Durkheim E. The elementary forms of religious life. Fields, 1995.
  12. Giesen B. Triumph and Trauma. Boulder : Paradigm Publishers, 2004.
  13. Alexander J. Smysly sotsial’noi zhizni: kul’tursotsiologiya [The Meanings of Social Life: A Cultural Sociology]. Moscow : Praxis, 2013 (in Russ.).
  14. Ayerman R. Cultural trauma and collective memory. Zhurn. zal. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2016/5/kulturnaya-travma-i-kollektivnaya-pamyat.html (date of access: 03.02.2018) (in Russ.).
  15. Halbwachs M. The Collective Memory. New York : Harper Colophon, 1980.
  16. Halbwachs M. Sotsial’nye ramki pamyati [Social frameworks of memory]. Мoscow : Novoe izdatel’stvo, 2007 (in Russ.).
  17. Olick J. K. The Collective Memory Reader. New York : Oxford University Press, 2011.
  18. Assman Y. Kul’turnaya pamyat’: Pis’mo, pamyat’ o proshlom i politicheskaya identichnost’ v vysokikh kul’turakh drevnosti [Cultural memory: Letter, memory of the past and political identity in the high cultures of antiquity]. Moscow : Yazyki slavyanskoi kul’tury, 2004 (in Russ.).
  19. Mannheim K. Problema pokolenii [The problem of generations]. In: Essays on the Sociology of Knowledge: The Generation Problem. Competitiveness. Economic ambitions. Moscow, 2000 (in Russ.).
  20. Schumann G. Collective memory of generations. Sotsiologicheskie issled. 1992. No. 2. P. 47–60 (in Russ.).
  21. Hirsch M. The Generation of Postmemory. Poetics Today. 2008. No. 29 (1). P. 103–128.
  22. Assman A. Raspalas’ svyaz’ vremen? Vzlet i padenie temporal’nogo rezhima Moderna [The connection of times has disintegrated? The rise and fall of the temporal regime is modern]. Moscow : Novoe lit. obozrenie, 2017 (in Russ.).
  23. Rozhdestvenskaya E. The representation of cultural trauma: the museification of the Holocaust. Logos. 2017. Vol. 27, No. 5. P. 87–114 (in Russ.).
  24. Alexander J., Smith F. The Strong Program in Cultural Sociology. Sotsiologicheskoe obozrenie [Russian Sociological Review]. 2010. Vol. 9, No. 2. P. 11–30 (in Russ.).
  25. Alexander J. Social Performance: Symbolic Action, Cultural Pragmatics, and Ritual. New York : Cambridge University Press, 2006.
  26. Fairclough N. Critical Discourse Analysis. In: Discourse as Social Interaction. London, 2007.
  27. Farhatdinov N. Peter Snow. «Performance of society». Sotsiologicheskoe obozrenie [Rus. Sociol. Rev.]. 2011. Vol. 10, No. 1–2. P. 75–78 (in Russ.).
  28. Auschwitz-Birkenau. History and present. URL: http://auschwitz.org/gfx/auschwitz/userfiles/auschwitz/historia_terazniejszosc/auschwitz_historia_i_terazniejszosc_wer_rosyjska_2010.pdf (date of access: 23.01.2018) (in Russ.).
  29. Jewish groups slam British tourists for «unbelievably crass» photographs taken at Auschwitz, where Nazis murdered 1.1 million people. Daily Mail. URL: www.dailymail.co.uk/news/article-5124425/Jewish-groups-slam-Brits-unbelievably-crass-selfies.html (date of access: 15.01.2018).
  30. What happened to us? Gazeta «Kommersant’» [Kommersant newspaper]. URL: www.kommersant.ru/doc/3529130 (date of access: 02.02.2018) (in Russ.).
  31. Past nightmares continually resurface from oblivion. Auschwitz Memorial Report 2017. URL: http://auschwitz.org/gfx/auschwitz/userfiles/auschwitz/raport_pdf/auschwitzmemorial2017.pdf (date of access: 14.01.2018) (in Russ.).
  32. Rowles E., Korbut A. Durkheim’s Epistemology: the Neglected Argument. Sotsiologicheskоe obozrenie [Russian Sociological Review]. 2014. Vol. 13, No. 2. P. 84–140 (in Russ.).
  33. Durkheim E. Values and real udgments. Sotsiologicheskie issled. 1991. No. 2. P. 106–114 (in Russ.).
Опубликован
2019-03-14
Ключевые слова: коллективная память, сакральное, культурсоциология, Холокост, Аушвиц, место памяти, культурная травма
Как цитировать
Сульжицкий, И. С. (2019). Десакрализация коллективной памяти о Холокосте: кейс Государственного музея Аушвиц-Биркенау. Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 2, 48-66. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/sociology/article/view/1708