Реклама новых религиозных движений в печатных СМИ

  • Владимир Александрович Мартинович Минская духовная академия, ул. Зыбицкая, 27, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Анализируется реклама новых религиозных движений в печатных средствах массовой информации Республики Беларусь. Определяются основные стратегии работы новых религий со СМИ. Приводятся результаты исследования рекламы новых религиозных движений в 76 республиканских и региональных белорусских газетах. Показывается соотношение рекламных и критических материалов в СМИ, в том числе с учетом их типов по структуре. Выявляется группа одновременно рекламируемых и критикуемых новых религиозных движений. Опровергается распространенное допущение о доминировании в прессе критических материалов о нетрадиционной религиозности. Устанавливаются границы печатных СМИ как источника первичной социологической информации о нетрадиционной религиозности в Беларуси, а также общее количество упоминаемых в них новых религиозных движений. Утверждается, что реклама в прессе, равно как и ее отсутствие, не являются значимым индикатором для определения отношения новых религиозных движений к обществу.

Биография автора

Владимир Александрович Мартинович, Минская духовная академия, ул. Зыбицкая, 27, 220030, г. Минск, Беларусь

доктор теологии, кандидат социологических наук; заведующий кафедрой апологетики

Литература

  1. Scheffler AC. «Jugendsekten» in Deutschland. Öffentliche Meinung und Wirklichkeit. Eine religionswissenschaftliche Untersuchung. Frankfurt am Main: Peter Lang; 1989. 229 S.
  2. Beckford JA. The mass media and new religious movements. In: Wilson B, Cresswel J, editors. New Religious Movements. Challenge and Response. London: Routledge; 1999. p. 103–119.
  3. McCloud S. From exotics to brainwashers: portraying new religions in mass media. Religion Compass. 2007;1(1):214–228. DOI: 10.1111/j.1749-8171.2006.00001.x.
  4. Wessinger C. The Branch Davidians and religion reporting: a ten-year retrospective. In: Newport KGC, Gribben C, editors. Expecting the End: Millennialism in Social and Historical Context. Waco: Baylor University Press; 2006. p. 147–172.
  5. Richardson JT, van Driel B. Journalists’ attitudes toward new religious movements. Reviev of Religious Research. 1997;39(2):116–136. DOI: 10.2307/3512177.
  6. Hassenfeldt MB. New Age, NRM’s and the press. News from RENNER. 1993;1:21–24.
  7. Wilson BR. A typology of sects. In: Bocock R, Thompson K, editors. Religion and ideology. Manchester: Manchester University Press; 1985. p. 297–311.
  8. Martinovich VA. Identification of new religious movements in printed media in the Republic of Belarus. Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2017;4:56–65. Russian.
  9. Rotman DG. Modern sociological research: opportunities for improving data quality, new approaches to data collection and analysis of information. Sociological Studies. 2015;5:145–149. Russian.
Опубликован
2019-10-01
Ключевые слова: новые религиозные движения, печатные средства массовой информации, реклама, нетрадиционная религиозность
Как цитировать
Мартинович, В. А. (2019). Реклама новых религиозных движений в печатных СМИ. Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 3, 17-24. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/sociology/article/view/1795