Цифровое общество: социологическое образование в «электронном» мире ХХI в.

  • Александр Николаевич Данилов Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь
  • Анатолий Владимирович Рубанов Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь
  • Геннадий Петрович Коршунов Институт социологии НАН Беларуси, ул. Сурганова, 1, корп. 2, 220072, г. Минск, Беларусь
  • Ольга Викентовна Терещенко Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь
  • Надежда Викторовна Ефимова Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь
  • Александр Янисович Сарна Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь
  • Мария Сергеевна Терещенко Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь
  • Анастасия Евгеньевна Белоусова Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь
  • Егор Евгеньевич Подоляк Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь
  • Анастасия Павловна Сидоренко Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Круглый стол посвящен обсуждению широкого спектра проблем, связанных с цифровизацией современного общества, таких как истоки информационного общества, тенденции его развития, новые информационно-коммуникативные технологии в высшей школе и в научной деятельности, возможности социологического изучения, социальные сети, медиа, использование интернет-ресурсов в социологических исследованиях. Как отмечают участники, цифровая волна запущена, правительства создают программы по цифровизации: в Великобритании с 2010 г. действует Закон о цифровой экономике, принятый парламентом страны, разработана стратегия, конкретные планы; США, Сингапур и Германия уже реально живут в условиях цифровой экономики. Нынешний бум цифровизации возник после того, как в мире заговорили о новой промышленной революции ХХI в. Инициатором стал американский экономист Джереми Рифкин, который в 2011 г. опубликовал книгу «Третья промышленная революция». В ней он показал, что появились технологии, которые меняют жизнь, производство, суть управления вообще. За четвертой промышленной революцией стоит конкретный проект индустрия 4.0, подготовленный в Германии. Он описывает, как именно в современных условиях реализовать новые возможности в экономике, повысить производительность труда, совершить прорыв в улучшении качества человеческой жизни. В Японии разработан новый цифровой проект общество 5.0. В Республике Беларусь вопросам цифровизации также уделяется много внимания: на государственном уровне приняты документы, регламентирующие ее развитие. Кроме того, Беларусь выступает инициатором развития этого процесса на международном уровне. Вместе с тем авторы отмечают возможные негативные последствия цифровизации и призывают не оставлять эту сторону без внимания.

Биографии авторов

Александр Николаевич Данилов, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

член-корреспондент НАН Беларуси, доктор социологических наук, профессор; заведующий кафедрой социологии факультета философии и социальных наук

Анатолий Владимирович Рубанов, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

доктор социологических наук, профессор; профессор кафедры социологии факультета философии и социальных наук

Геннадий Петрович Коршунов, Институт социологии НАН Беларуси, ул. Сурганова, 1, корп. 2, 220072, г. Минск, Беларусь

кандидат социологических наук, доцент; директор

Ольга Викентовна Терещенко, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

кандидат социологических наук, доцент; профессор кафедры социальной коммуникации факультета философии и социальных наук

Надежда Викторовна Ефимова, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

кандидат философских наук, доцент; доцент кафедры социальной коммуникации факультета философии и социальных наук

Александр Янисович Сарна, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

кандидат философских наук, доцент; доцент кафедры социальной коммуникации факультета философии и социальных наук

Мария Сергеевна Терещенко, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

старший преподаватель кафедры социальной коммуникации факультета философии и социальных наук

Анастасия Евгеньевна Белоусова, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

студентка факультета философии и социальных наук

Егор Евгеньевич Подоляк, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

студент факультета философии и социальных наук

Анастасия Павловна Сидоренко, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

студентка факультета философии и социальных наук

Литература

  1. Ivanov VV, Malinetsky GG. Philosophical foundations of the humanitarian and technological revolution. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2019;4:76–95. DOI: 10.30727/0235-1188-2019-62-4-76-95. Russian.
  2. Science. Technologies. People. Materials of «round table». Voprosy Filosofii. 2015;9:5–39. Russian.
  3. Information society in the Republic of Belarus: statistical book. Minsk: National Statistical Committee of the Republic of Belarus; 2017. 105 p. Russian.
  4. Terras M, Nyhan J, Vanhoutte E, Kizhner I, editors. Tsifrovye gumanitarnye nauki [Digital humanities]. Krasnoyarsk: Siberian Federal University; 2017. 352 p. Russian.
  5. Manovich L. Teorii soft-kul’tury [Theories of soft culture]. Nizhny Novgorod: Krasnaya lastochka; 2017. 208 p. Russian.
  6. Information society in the Republic of Belarus: statistical book. Minsk: National Statistical Committee of the Republic of Belarus; 2012. 126 p. Russian.
  7. Information society in the Republic of Belarus: statistical book. Minsk: National Statistical Committee of the Republic of Belarus; 2013. 107 p. Russian.
  8. Social conditions and standard of living in the Republic of Belarus: statistical book. Minsk: Statistical Publishing Center of the Ministry of Statistics and Analysis of the Republic of Belarus; 2002. 274 p. Russian.
  9. Tereshchenko OV. [Cohort analysis method in social research]. Sotsiologiya: 4M. 2009;29:172–185. Russian.
  10. Shashkin AV, Devyatko IF, Davydov SG, editors. Onlain issledovaniya v Rossii 3.0 [Online research in Russia 3.0]. Moscow: Publishing House «Kodeks»; 2012. 420 p. Russian.
  11. Nikitin IA. Nonreactive data collection methods on the Internet. In: Sergeeva OV, Tereshchenko OV, Sarna AYa, Shirokanova AA, Makarova LS, editors. Novye media: sotsial’naya teoriya i metodologiya issledovanii [New media: social theory and research methodology]. Saint Petersburg: Aleteiya; 2016. p. 95–98. Russian.
  12. Devyatko IF. [Toolkit for online research: an attempt to cathologize]. In: Shashkin AV, Devyatko IF, Davydov SG, editors. Onlain issledovaniya v Rossii 3.0 [Online research in Russia 3.0]. Moscow: Publishing House «Kodeks»; 2012. p. 17–30. Russian.
  13. Kol’tsova O. [What breathes the blogosphere? On the methodology of the analysis of large text data for sociological problems]. In: Shashkin AV, Devyatko IF, Davydov SG, editors. Onlain issledovaniya v Rossii 3.0 [Online research in Russia 3.0]. Moscow: Publishing House «Kodeks»; 2012. p. 163–184. Russian.
  14. Nazarov MM. Zarubezhnye rynki televizionnoi reklamy: sravnitel’noe issledovanie [Foreign TV advertising markets: a comparative study]. Moscow: NIPKTS Voskhod-A; 2011. 364 p. Russian.
  15. Kolomiets VP. [Media advertising research is the informational basis of the seller’s business]. In: Kolomiets VP, Veselov SV, Poluekhtova IA, editors. Teoriya i praktika mediareklamnykh issledovanii (k 15-letiyu Analiticheskogo tsentra «Video Interneshnl ») [Theory and practice of media advertising research (on the 15th anniversary of the Video International Analytical Center)]. Moscow: NIPKTS Voskhod-A; 2011. p. 10–29. Russian.
Опубликован
2019-10-02
Ключевые слова: цифровое общество, информационное пространство, аудитория интернета, социальный компьютинг, онлайн-исследования, обновление социологического образования
Как цитировать
Данилов, А. Н., Рубанов, А. В., Коршунов, Г. П., Терещенко, О. В., Ефимова, Н. В., Сарна, А. Я., Терещенко, М. С., Белоусова, А. Е., Подоляк, Е. Е., & Сидоренко, А. П. (2019). Цифровое общество: социологическое образование в «электронном» мире ХХI в. Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 3, 40-57. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/sociology/article/view/1798