Образовательные услуги: рынок или образование?

  • Лариса Григорьевна Титаренко Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

В статье анализируется процесс модернизации системы высшего образования Республики Беларусь. В условиях международной интеграции и роста конкуренции в мире система высшего образования Беларуси пытается использовать новые механизмы и подходы для того, чтобы отвечать на глобальные вызовы и решать национальные стратегические задачи. Коммерциализация сферы образования стала новым подходом, внедренным еще в 1990-е гг. Сегодня она охватила как государственные, так и частные учебные заведения, превращая их в бизнес-организации, ориентированные на обслуживание запросов клиентов, от которых зависит уровень финансирования всей системы высшего образования. В статье подчеркивается специфика бизнес-организаций и учреждений высшего образования, которые имеют разные целевые ориентации, культуру, миссии. Смешение этих двух типов организаций превращает систему высшего образования в рыночный сегмент и лишает ее возможности выполнять миссии производства научных знаний, воспитания личности и социализации граждан.

Биография автора

Лариса Григорьевна Титаренко, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

доктор социологических наук, профессор; профессор кафедры социологии факультета философии и социальных наук

Литература

  1. Conceptual approaches to the development of the education system of the Republic of Belarus until 2020 and for the future until 2030: order of the Minister of Education of the Republic of Belarus from 29 November 2017. No. 742 [Internet; cited 2018 February 12]. Available from: http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-professionalnogo-obrazovaniya/prof-obr/respublikanskyi-sovet-direktorov-uchrezhdeniy-professionalno-tekhnicheskogo-i-srednego-spetsialnogo-/4%20%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B%202020-2030.doc. Russian.
  2. [By 2030, Belarus will move to the sixth, highest technological order. Interview with Chairman of the Presidium of the National Academy of Sciences of Belarus V. Gusakov]. In: SB. Belarus’ segodnya [SB. Belarus today] [Internet]. 2014 September 30 [cited 2019 June 25]. Available from: https://www.sb.by/articles/v-xxi-veke-veke-biotekhnologii-vazhno-ne-otstat-otliderov.html. Russian.
  3. Titarenko LG, Zaslavskaya MI, Avetisyan PS, Galikyan GE, Klimenko VA, Lebedeva EV, et al. Modernizatsiya system vysshego obrazovaniya Belarusi i Armenii v kontekste protsessov evraziiskoi i evropeiskoi integratsii: problemy i perspektivy [Modernization of higher education systems of Belarus and Armenia in the context of the processes of Eurasian and European integration: problems and prospects]. Titarenko LG, Zaslavskaya MI, editors. Minsk: Belarusian State University; 2019. 175 p. Russian.
  4. Popova EP, Klimova AV. Russian universities: organizational specifics and development benchmarks choice. Sociological studies. 2018;12:63–72. DOI: 10.31857/S013216250003170-0. Russian.
  5. [Belarus has all the conditions for the implementation of the University 3.0 model] [Internet]. 2018 January 25 [cited 2019 April 20]. Available from: http://www.belta.by/society/view/v-belarusi-sozdany-vse-uslovija-dlja-realizatsii-modeli-universitet-30-karpenko-286240-2018/. Russian.
  6. Pashkevich VM. [Implementation of the model of «University 3.0» GU VPO «Belarusian-Russian University»]. Vyshjejshaja shkola. 2018;6:21–23. Russian.
  7. Clark BR. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. Oxford: Pergamon Press; 1998. 163 p. Russian edition: Clark BR. Sozdanie predprinimatel’skikh universitetov: organizatsionnye napravleniya transformatsii. Smirnov A, translator. Moscow: Publishing House of State University – Higher School of Economics; 2011. 240 p.
  8. Kolesnichenko N. [Why Belarus needs University 3.0] [Internet]. 2019 January 8 [cited 2019 March 15]. Available from: https://zautra.by/news/news-29965. Russian.
  9. Chepurenko AYu. Marx at the University 3.0? Sociological studies. 2018;5:26–34. DOI: 10.7868/S0132162518050033. Russian.
  10. Andrianova EV, Davydenko VA, Romashkina GF. On the consequences of reforms in education (results of the Conference «Education: Youth, Competitiveness»). Sociological studies. 2019;1:150–152. DOI: 10.31857/S013216250003757-5. Russian.
  11. Kuzevanova AL, Vagabova AI. «Macdonaldization» of higher school under contemporary Russian conditions: sociological discourse. Alma mater (Vestnik vysshei shkoly). 2018;11:18–22. DOI: 10.20339/AM.11-18.018. Russian.
  12. Erovenko VA. Social process of «McDonaldization» as example of transformation of mathematical education. Alma mater (Vestnik vysshei shkoly). 2019;1:15–19. DOI: 10.20339/AM.01-19.015. Russian.
  13. Kirvel ChS. Modern education «in the clutches» of liberal market extremism. Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2018;4:88–96. Russian.
  14. Prigozhin AI. Metody razvitiya organizatsii [Methods aimed at organizational development]. Moscow: MTSFER; 2003. 863 p. Russian.
  15. Titarenko L, Zaslavskaya M, Avetisyan P. Academic and corporate cultures in modern university (a case study of Armenia and Belarus). Wisdom. 2019;12(1):49–61.
  16. Dewey J. Demokratiya i obrazovanie [Democracy and education]. Turchaninova YuI, Gusinskii EN, Mikhailov NN, translators. Moscow: Pedagogica-Press; 2000. 384 p. Russian.
Опубликован
2019-10-02
Ключевые слова: Беларусь, национальная система высшего образования, клиенты, коммерциализация, предпринимательский университет, рынок образовательных услуг, миссия университета, академическая культура, модернизационный потенциал страны
Как цитировать
Титаренко, Л. Г. (2019). Образовательные услуги: рынок или образование?. Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 3, 58-64. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/sociology/article/view/1799