Виртуализация образования в условиях цифровой экономики

  • Лариса Григорьевна Титаренко Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь https://orcid.org/0000-0002-5729-1430

Аннотация

Рассматриваются проблемы совершенствования подготовки специалистов в системе высшего образования Республики Беларусь с учетом новых задач и вызовов в условиях цифровизации экономики. Автор исходит из того, что обучение информационно-компьютерным технологиям и формирование цифровой культуры необходимо осуществлять не только в отношении студентов, получающих профильное образование в данной сфере, но и всех остальных студентов. В цифровой культуре выделяются не только профессиональные (специальные), но и общие, универсальные
компетенции, необходимые специалистам, занятым в любой сфере современной экономики. Те же универсальные компетенции нужны и для эффективной жизнедеятельности населения в целом в условиях нарастающей цифровизации. Высшее образование требует значительной модернизации для того, чтобы развивать у всех студентов востребованные компетенции и цифровую культуру и тем самым готовить кадры для цифровой экономики. Поколение студентов, погруженное в виртуальную реальность интернета, готово к соответствующим изменениям в сфере образования. Его виртуализация будет адекватным ответом на глобальный вызов, стоящий в настоящее время и перед Беларусью, и перед другими странами, идущими по пути развития индустрии 4.0.

Биография автора

Лариса Григорьевна Титаренко, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

доктор социологических наук, профессор; профессор кафедры социологии факультета философии и социальных наук

Литература

  1. State program for the development of the digital economy and the information society [Internet]. 2016 [cited 2018 May 12]. Available from: https://www.mpt.gov.by/ru/gosudarstvennaya-programma-razvitiya-cifrovoy-ekonomiki-i-informacionnogo-obshchestva. Russian.
  2. Schwab K. Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya [The fourth industrial revolution]. Moscow: Eksmo; 2016. 208 p. Russian.
  3. Belarus maintains 32nd position in the rating of the International Telecommunication Union [Internet]. 2018 [cited 2018 May 12]. Available from: https://thinktanks.by/publication/2018/05/15/belarus-sohranila-32-pozitsiyu-v-reytinge-mezhdunarodnogo-soyuza-elektrosvyazi.html. Russian.
  4. Strategiya «Nauka i tekhnologii: 2018–2040» [Strategy «Science and technology: 2018–2040»]. Minsk: National Academy of Sciences of Belarus; 2017. 40 p. Russian.
  5. El’kina EE. [Digital culture as a field of interdisciplinary research: methodological approaches and development trends]. International Journal of Open Information Technologies. 2018;6(12):67–78. Russian.
  6. Joas H. Kreativnost’ deistviya [The creativity of action]. Saint Petersburg: Aleteya; 2005. 320 p. Russian.
  7. Blinnikova N. Culture in the «figure»: why the professional of the future should be a little «IT specialist» [Internet]. 2020 [cited 2020 January 28]. Available from: https://news.itmo.ru/ru/education/trend/news/7234/. Russian.
  8. Radaev VV. Millenialy: kak menyaetsya rossiiskoe obshchestvo [Millennials: how Russian society is changing]. Moscow: Higher School of Economics; 2019. 224 р. Russian.
  9. Brodovskaya EV, Dombrovskaya AYu, Pyrma RV, Sinyakov AV, Azarov AA. The impact of digital communication on Russian youth professional culture: results of a comprehensive applied study. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2019;1:228–251. DOI: 10.14515/monitoring.2019.1.11. Russian.
  10. Kovalev MM. Education for the digital economy. Digital transformation. 2018;1(2):37–42. Russian.
  11. Abramov RN, Klimova SG. [Modern worker: conceptualization and empirical testing of a concept]. Universe of Russia. 2010;19(2):98–117. Russian.
  12. Pinchuk IV, Dervin AP. Efficiency of vertical mechanisms of social regulation in the context of values and settings of young generation. Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2019;4:98–104. Russian.
  13. Orwell G. 1984 [Nineteen Eighty-Four]. Moscow: AST; 2015. 320 p. Russian.
  14. Zamyatin E. My [We]. Moscow: Azbuka; 2019. 224. Russian.
  15. Toffler A. Shok budushchego [Future Shock]. Moscow: AST; 2003. 557 p. Russian.
Опубликован
2020-04-10
Ключевые слова: цифровизация экономики, высшее образование, цифровая культура, виртуализация, универсальные и специальные компетенции
Как цитировать
Титаренко, Л. Г. (2020). Виртуализация образования в условиях цифровой экономики. Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 1, 23-30. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/sociology/article/view/2317