Терминология материалов о новых религиозных движениях в печатных СМИ

  • Владимир Александрович Мартинович Минская духовная академия, ул. Зыбицкая, 27, 220030, г. Минск, Беларусь https://orcid.org/0000-0003-2516-1153

Аннотация

Анализируются результаты исследования терминологии статей о новых религиозных движениях в печатных СМИ Республики Беларусь 1988–2015 гг. В выборочную совокупность вошла 631 статья, где было выявлено 76 разных спецтерминов, используемых прессой для именования организованных форм нетрадиционной религиозности. Показано, что практически все, в том числе изначально нейтральные, термины достаточно быстро после попадания в прессу приобретают негативные коннотации. Негативно нагруженные термины могут использоваться даже в нейтральных статьях о новых религиозных движениях. При этом терминология в целом оказалась второстепенным компонентом в процессе освещения проблематики нетрадиционной религиозности. В значительной группе статей (48,5 %) какиелибо специальные термины отсутствуют вообще. Печатные СМИ критикуют новые религиозные движения и идентифицируют религиозные сообщества как с использованием специальных терминов, так и без них. Дискурс печатных СМИ отличается наименьшей среди всех институтов общества чувствительностью к простейшим смысловым оттенкам и различиям между спецтерминами. Выявлена степень распространенности и частотности употребления в прессе всех найденных спецтерминов.

Биография автора

Владимир Александрович Мартинович, Минская духовная академия, ул. Зыбицкая, 27, 220030, г. Минск, Беларусь

доктор теологии, кандидат социологических наук; заведующий кафедрой апологетики

Литература

  1. Richardson JT, van Driel B. Journalists’ attitudes toward new religious movements. Review of Religious Research. 1997;39(2):116–136. DOI: 10.2307/3512177.
  2. Scheffler AC. «Jugendsekten» in Deutschland. Öffentliche Meinung und Wirklichkeit. Eine religionswissenschaftliche Untersuchung. Frankfurt am Main: Peter Lang; 1989. 229 S.
  3. Pchelintsev AV. Svoboda religii i prava veruyushchikh v sovremennoi Rossii [Religious freedom and the rights of believers in contemporary Russia]. Moscow: Yurisprudentsiya; 2007. 392 p. Russian.
  4. Martinovich VA. Advertising of new religious movements in print media. Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2019;3:17–24. Russian.
  5. Martinovich VA. Identification of new religious movements in printed media in the Republic of Belarus. Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2017;4:56–65. Russian.
  6. Rotman DG. [New approaches to the collection and analysis of information (from the experience of field research)]. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2015;5:145–149. Russian.
  7. Berger PL. The heretical imperative. Contemporary possibilities of religious affirmation. New York: Anchor Press; 1980. 206 p.
  8. Kehrer G, Herausgeber. Das Entstehen einer neuen Religion. Das Beispiel der Vereinigungskirche. München: Kösel-Verlag; 1981. 253 S.
Опубликован
2020-11-16
Ключевые слова: новые религиозные движения, печатные средства массовой информации, терминология, нетрадиционная религиозность
Как цитировать
Мартинович, В. А. (2020). Терминология материалов о новых религиозных движениях в печатных СМИ. Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 3, 55-63. https://doi.org/10.33581/2521-6821-2020-3-55-63