Рейтинговая система в профильном учреждении высшего образования: оценка деятельности кафедр и преподавателей

  • Дмитрий Юрьевич Александров Белорусский государственный университет транспорта, ул. Кирова, 34, 246653, г. Гомель, Беларусь

Аннотация

Оцениваются факторы, влияющие на управление профильным университетом в современных условиях. Описывается рейтинговая система, реализуемая в Белорусском государственном университете транспорта, в частности используемый в учреждении перечень критериев, а также методика ранжирования кафедр и преподавателей. Акцентируется внимание на целях, принципах и особенностях рейтинговой системы. Отмечается, что применяемая в университете методика характеризуется максимально широким охватом работ, которые выполняются не только преподавателями, имеющими ученую степень и высокие наукометрические показатели, но и старшими преподавателями и ассистентами. Данная методика учитывает многозадачность современной белорусской системы высшего образования и субрегиональные факторы, а не только традиционный ограниченный перечень показателей. Ранжирование преподавателей проводится в пределах кафедры. Анализируются результаты рейтинговой оценки деятельности кафедр за 2021–2022 гг. по трем направлениям. Рассматриваются качественные и количественные показатели эффективности, используемые при оценке достижений как кафедр, так и преподавателей. Отмечается положительная динамика показателей кафедр при внутреннем сравнении и при оценке позиций университета в международном академическом рейтинге Webometrics. Установлено, что наибольшие различия между кафедрами наблюдаются в научно-исследовательской деятельности и воспитательной работе. Приводятся варианты визуализации абсолютных и относительных рейтинговых показателей для конкретного преподавателя или кафедры. Определяются сдерживающие факторы развития рейтинговой системы и ее перспективы. Отмечается серьезное влияние психологического барьера на эффективность работы системы и необходимость материального стимулирования преподавателей на протяжении отчетного периода и по итогам года. Преодоление сдерживающих факторов позволит перейти на новый уровень развития рейтинговой системы, предполагающий ранжирование преподавателей в рамках университета и рейтинговую оценку с широким использованием информационных технологий.

Биография автора

Дмитрий Юрьевич Александров, Белорусский государственный университет транспорта, ул. Кирова, 34, 246653, г. Гомель, Беларусь

старший преподаватель кафедры проектирования, строительства и эксплуатации транспортных объектов строительного факультета

Литература

  1. Lazarenko VA, Lipatov VA, Oleinikova TA, Severinov DA, Filinov NB. Efficiency of ranking implementation in university management system: practical experience. Higher education in Russia. 2018;27(6):9–19. Russian.
  2. Logunova OS, Egorova LG, Koroleva VV. A trend in indexes of the publication activity of the academic staff at Nosov Magnitogorsk State Technical University. Vestnik of Nosov Magnitogorsk State Technical University. 2015;3:101–112. Russian.
  3. Lazarev GI, Martinenko OO, Lazarev IG. New strategies for the university’s human resource development. University Management: Practice and Analysis. 2015;1:53–63. Russian.
  4. Fedosova YuA. International ratings as modern tools for assessing university performance. Vesnik of Yanka Kupala State University of Grodno. Series 5, Economics. Sociology. Biology. 2020;10(1):85–95. Russian.
  5. Akhunov RR, Zulkarnay IU, Islakaeva GR. Ratings: a benchmark for higher educational institutions development. Higher Education Today. 2018;4:5–10. Russian. DOI: 10.25586/RNU.HET.18.04.P.05.
  6. Alexandrov DYu. Approaches to the development of rating systems for the evaluation of the university departments activities. Obrazovanie. Transport. Innovatsii. Stroitel’stvo. Sbornik materialov II Natsional’noi nauchno-prakticheskoi konferentsii; 18–19 aprelya 2019 g.; Omsk, Rossiya [Education. Transport. Innovation. Construction. Collection of materials of the II National Scientific and Practical Conference; 2019 April 18–19; Omsk, Russia]. Omsk: Siberian State Automobile and Highway University; 2019. p. 666–672. Russian.
  7. Arpentieva MR. Social and psychological problems of the score-rating system for evaluating the work of employees in educational institutions. Professional education in the modern world. 2020;10(1):3611–3619. Russian. DOI: 10.15372/PEMW20200124.
  8. Sukhov EV, Ganieva IN, Pulyaeva VN. Effective university contract management system in the context of professional standards implementation. University Management: Practice and Analysis. 2016;104(4):82–95. Russian. DOI: 10.15826/umj.2016.104.030.
  9. Zakharov AV, Ramazanova RR. Automated rating control system. Automation of Control Processes. 2016;1(43):59–66. Russian.
Опубликован
2023-08-22
Ключевые слова: управление университетом, управление кафедрой, рейтинговая система
Как цитировать
Александров, Д. Ю. (2023). Рейтинговая система в профильном учреждении высшего образования: оценка деятельности кафедр и преподавателей. Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 2, 102-111. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/sociology/article/view/5610