Методологические основы построения системы дополнительного образования детей в России

  • Ангелина Викторовна Золотарева Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, ул. Республиканская, 108, корп. 1, 150000, г. Ярославль, Россия

Аннотация

Исследуются основные задачи системы дополнительного образования детей в России: повышение мотивации учащихся к познанию и творчеству, оказание помощи в освоении школьной программы обучения, предоставление возможностей для разностороннего развития, самоопределения и самореализации. Описываются методологические принципы построения системы дополнительного образования детей в России, а именно принципы дополнительности, доступности, личностной детерминации, индивидуализации, преемственности, непрерывности, диверсификации, активности, самодеятельности и др. Перечисляются основные подходы к организации системы дополнительного образования детей, в частности личностно ориентированный, системно-деятельностный, социокультурный, антропоцентрический, интегративно-вариативный, полисферный и др. Приводится модель системы дополнительного образования детей в России, показываются ее основные элементы. Отмечается, что данная модель позволяет изучить социальный заказ в области дополнительного образования детей, определить его цели, задачи и элементы содержания, создать условия для осуществления педагогической деятельности, обеспечить мониторинг результатов внешкольного обучения. Фиксируются основные тенденции в развитии указанной сферы.

Биография автора

Ангелина Викторовна Золотарева, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, ул. Республиканская, 108, корп. 1, 150000, г. Ярославль, Россия

доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры педагогических технологий факультета социального управления

Литература

  1. Morozova NA. Dopolnite’noe obrazovanie – mnogourovnevaya sistema v nepreryvnom obrazovanii Rossii [Additional education a multi-level system in continuing education in Russia]. Moscow: Issledovatel’skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov; 2001. 227 p. Russian.
  2. Golovanov VP. Stanovlenie i razvitie regional’noi sistemy dopolnitel’nogo obrazovaniya detei v sotsiokul’turnykh usloviyakh [Formation and development of the regional system of additional education for children in socio-cultural conditions]. Goryachev YuA, editor. Moscow: Shkol’naya kniga; 2001. 220 p. Russian.
  3. Usyskin GS, sostavitel’. Printsipy obnovleniya programmnogo obespecheniya v uchrezhdeniyakh dopolnitel’nogo obrazovaniya: tezisy i materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii; 20–24 marta 1995 g.; Sankt-Peterburg, Rossiya [Principles of software update in institutions of additional education: abstracts and materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference; 1995 March 20–24; Saint Petersburg, Russia]. Saint-Petersburg: Sankt-Peterburgskii gorodskoi dvorets tvorchestva yunykh; 1995. 163 p. Russian.
  4. Zolotareva AV, Baiborodova LV, Vinokurova EA, et. al. Kontseptsiya i modeli povysheniya dostupnosti dopolnitel’nykh obshcheobrazovatel’nykh programm [The concept and models of increasing the availability of additional general education programs]. Yaroslavl: Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; 2018. 483 p. Russian.
  5. Claries R, editor. Dosug. Neformal’noe obrazovanie. Obzor vneshkol’nogo obrazovaniya v Evrope [Leisure. Informal education. Review of out-of-school education in Europe]. Prague: EAICY; 2008. 410 p. Russian.
  6. Potapova EN. [Modern principles of additional education and their theoretical justification]. Molodoi uchenyi. 2014;17:532–535. Russian.
  7. Lapin NI. [Sociocultural approach and socio-functional structures]. Sociological Research. 2000;7:3–12. Russian.
  8. Zolotareva AV. Integrativno-variativnyi podkhod k upravleniyu uchrezhdeniem dopolnitel’nogo obrazovaniya detei [Integrative-variative approach to managing an institution of additional education for children]. Yaroslavl: Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; 2006. 339 p. Russian.
  9. Golovanov VP. Razvitie polisfernosti dopolnitel’nogo obrazovaniya detei [Development of polyspheric additional education for children]. Yoshkar-Ola: Mariiskii gosudarstvennyi pedagogicheskii institut imeni N. K. Krupskoi; 2006. 339 p. Russian.
  10. Zolotareva AV, Sukhanova YuV. Sotsial’nyi zakaz na dopolnitel’noe obrazovanie detei [Social order for additional education of children]. Yaroslavl: Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; 2012. 105 p. Russian.
  11. Zolotareva AV. [Implementation of the principle of non-formalisation of education]. In: Gruzdev MV, Loboda IV, editors. Evraziiskii obrazovatel’nyi dialog: materialy mezhdunarodnogo foruma; 17–19 aprelya 2013 g.; Yaroslavl’, Rossiya [Eurasian educational dialogue: proceedings of the international forum; 2013 April 17–19; Yaroslavl, Russia]. Yaroslavl: GAU DPO YAO «Institut razvitiya obrazovaniya»; 2014. p. 34–37. Russian.
Опубликован
2024-01-08
Ключевые слова: система образования, дополнительное образование детей, методологические основы, принципы образования, подходы к образованию, модели организации системы дополнительного образования детей
Как цитировать
Золотарева, А. В. (2024). Методологические основы построения системы дополнительного образования детей в России. Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 4, 67-74. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/sociology/article/view/5714