Информационная культура преподавателей Белорусского государственного университета

  • Наталья Вячеславовна Курилович Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь https://orcid.org/0000-0002-5091-667X

Аннотация

Рассматриваются ключевые аспекты изучения информационной культуры в современных условиях. Отмечается, что до сих пор нет единого научного подхода к интерпретации информационной культуры как социального феномена. Анализируется его связь с функциональной грамотностью личности. Утверждается, что в контексте трансформации всех сфер общественной жизни требования к информационной культуре современного человека постоянно повышаются. Подчеркивается, что в условиях ускоряющейся цифровизации высшего образования значимость информационной культуры как обязательного элемента профессиональной компетентности преподавателей университетов будет только расти. Отражаются позиции специалистов по вопросу о структуре информационной культуры преподавателя высшей школы. Выделяются и характеризуются ее основные уровни: познавательный, ценностный и поведенческий. Репрезентируются результаты социологического исследования «Информационная культура преподавателей БГУ в условиях цифровизации образования», проведенного весной 2023 г. в Белорусском государственном университете. Материалы онлайн-опроса показывают, что преподаватели университета достаточно высоко оценивают свои компетенции в сфере использования информационно-коммуникационных технологий в частности и взаимодействия с информационной образовательной средой в целом. Приводятся мнения преподавателей БГУ по поводу главных преимуществ и недостатков интернет-коммуникации. Характеризуется частота использования преподавателями информационно-коммуникационных технологий при проведении занятий. Особое внимание уделяется мотивационно-ценностному и коммуникативно-этическому компонентам информационной культуры преподавателей.

Биография автора

Наталья Вячеславовна Курилович, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

кандидат социологических наук, доцент; доцент кафедры социологии факультета философии и социальных наук

 

Литература

  1. Druzhilov SA. «Polluted» the information environment and the problems of psychological health of personality. Modern High Technologies [Internet]. 2013 [cited 2023 December 1];4:89–92. Available from: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=31614. Russian.
  2. Zankova EYu, Yaschuk EV. Forming of information culture of modern high school teacher. Vestnik TGPI [Internet]. 2012 [cited 2023 December 1];1:24–28. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-informatsionnoy-kultury-sovremennogo-prepodavatelya-vysshey-shkoly. Russian.
  3. Sergienko IV, Krymova MA. Information culture of the teacher in the conditions of electronic education. Pedagogical Journal of Bashkortostan [Internet]. 2017 [cited 2023 December 1];2:36–42. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kultura-prepodavatelya-v-usloviyah-elektronnogo-obrazovaniya. Russian.
  4. Kur’yan ML. [Analysis the impact of information culture on the educational reference points]. Nizhegorodskoe obrazovanie [Internet]. 2017 [cited 2023 December 1];1:4–10. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-vozdeystviya-informatsionnoy-kultury-na-obrazovatelnye-orientiry-lichnosti. Russian.
  5. Kurilovich NV. Functional illiteracy as a category of sociology of education. Vesci BDPU. Seryja 2, Gistoryja. Filasofija. Palitalogija. Sacyjalogija. Jekanomika. Kul’turalogija. 2020;1:66–70. Russian.
  6. Leontyeva AV, Kovaleva NV, Khatit FR. Digital culture as an innovative component of a teacher’s professional activity. Vestnik Maikopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. 2022;2:49–56. Russian. DOI: 10.47370/2078-1024-2022-14-2-49-56.
  7. Titarenko LG. Virtualization of education in a digital economy. Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2020;1:23–30. Russian.
  8. Pronina LA. Information culture of university lecturer in conditions of education modernization. Tambov Universitety Review. Series: Humanities [Internet]. 2012 [cited 2023 December 1];4:293–299. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kultura-prepodavatelya-vuza-v-usloviyah-modernizatsii-obrazovaniya. Russian.
  9. Kotenko VV, Getman NA, Kotenko EN. Information culture of a university teacher in modern conditions. Modern High Technologies [Internet]. 2021 [cited 2023 December 1];11:354–358. Available from: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38938. Russian.
  10. Titarenko LG. Digitalisation of learning: a driving force for higher education modernisation or a humanitarian threat? Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2022;1:33–41. Russian. DOI: 10.33581/2521-6821-2022-1-33-41.
  11. Kuzmin SV. Use of digital technologies in the higher education system: student attitude. Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2023;1:82–90. Russian.
  12. Titarenko LG, Saiganova VS, Avetisyan PS, Zaslavskaya MI, Kolyadko IN, Kuzmin SV, et al. Vysshee obrazovanie v usloviyakh pandemii COVID­19: filosofskie i sotsiologicheskie aspekty [Higher education in the context of the COVID-19 pandemic: philosophical and sociological aspects]. Minsk: Belarusian State University; 2023. 167 p. Russian.
Опубликован
2024-04-03
Ключевые слова: информационная культура, функциональная грамотность, информационная грамотность, онлайн-опрос, преподаватели, Белорусский государственный университет
Как цитировать
Курилович, Н. В. (2024). Информационная культура преподавателей Белорусского государственного университета. Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 1, 66-73. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/sociology/article/view/6031