Медиапредпочтения детской целевой аудитории в цифровую эпоху

  • Светлана Вячеславовна Харитонова Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Рассматривается онтология изменений в медиаповедении детской аудитории в условиях цифровизации белорусской медиасферы. Отражаются результаты исследования динамики трансформации медиапредпочтений цифрового поколения на этапе структурно-типологической модификации медиарынка для детей. Актуальность исследования обусловлена формированием нового контекста функционирования медиа для детей на фоне процессов, происходящих под влиянием различных экзогенных и эндогенных факторов в медиапространстве Республики Беларусь. Выявляются онтологические причины изменений медиапроизводства детского контента, связанные с определением структурных приоритетов национальных детских медиа в условиях переориентации информационных интересов, смены духовно-нравственных, моральных, социокультурных ориентиров у цифрового поколения медиапотребителей, а также с необходимостью создания контента детских средств массовой информации, отвечающего запросам целевой аудитории, интересам общества и нации. Анализируется влияние дигитализации на медиаповедение детской аудитории. Определяются особенности и тенденции медиапредпочтений современной детской аудитории с учетом конкретных технологических и социокультурных факторов, оказывающих влияние на воспитание подрастающего медиапотребителя. Обосновывается формирование новой аудитории, принадлежащей поколению Z, для которой характерны вовлеченность в среду мультимедийных онлайн-ресурсов, концентрация на досуговых видах медиадеятельности и поиск соответствующих источников мультимедийного контента в цифровой среде. Делается прогноз развития отечественной детской медиасферы. Приоритеты модернизации системы национальных детских медиа связываются со снижением экспансии иностранного медийного продукта за счет продуцирования отечественными СМИ диверсифицированного контента на различных детских медиаплатформах в соответствии с основными типообразующими признаками и читательским адресом, а также с расширением использования возможностей интернет-ресурсов, моделированием на их базе новых мультимедийных форм и форматов медиатекстов, удобных для восприятия и соответствующих привычкам и моделям поведения сегментированных по возрастам медиааудиторий цифрового поколения. Научная новизна статьи заключается в выявлении новых теоретических и научно-методических аспектов изучения детских медиа, а также раскрытии автором узкопрофессиональной проблематики, занимающей значимое место в русле развития теории белорусской журналистики.

Биография автора

Светлана Вячеславовна Харитонова, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

кандидат филологических наук, доцент; заведующий кафедрой периодической печати и веб-журналистики факультета журналистики

Литература

  1. Periodical press of Belarus – 2017 [Internet]. National Book Chamber of Belarus. 2018 [сited 2019 February 25]. Available from: https://natbook.org.by/assets/files/druk_belarusi/2017/Periodicheskaya_pechat_2017.pdf. Russian.
  2. Statistics. Ministry of Information of the Republic of Belarus [Internet; cited 2019 February 25]. Available from: http://mininform.gov.by/activities/statisticheskiy/. Russian.
  3. Gradyushko AA. [Belarusian media in the new technological reality]. In: Baravash VV, editor. Sredstva massovoi kommunikatsii v mnogopolyarnom mire: problemy i perspektivy. Materialy VII Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii; 10 noyabrya 2016 g.; Moskva, Rossiya [Mass communication in the multipolar world: problems and prospects. Materials of the 7th All-Russian scientific and practical conference; 2016 November 10; Moscow, Russia]. Moscow: RUDN University; 2016. p. 247–252. Russian.
  4. Ganichev VN. Molodezhnaya pechat’: istoriya, teoriya, praktika [Youth print: history, theory, practice]. Moscow: Mysl’; 1976. 286 p. Russian.
  5. Sorochkin BYu, editor. Deti i kul’tura [Children and culture]. Moscow: KomKniga; 2007. 286 p. Russian.
  6. Sushko NI, Petrova LI. [Analysis of readers interests of children and adolescents: problems of reading, publication and accessibility of printed materials]. Trudy BGTU. Seriya 9. Izdatel’skoe delo i poligrafiya. 2009;17:97–102. Russian.
  7. Pshibytko MG, Gavrilovich OV, compilers. Sovremennoe sostoyanie i tendentsii razvitiya detskogo chteniya v Respublike Belarus’: po rezul’tatam respublikanskogo issledovaniya [Current state and development trends of children’s reading in the Republic of Belarus: according to the results of the Republican study]. Minsk: National Library of Belarus; 2011. 155 p. Russian.
  8. Nechaev VD, Durneva HE. Digital generation: psychological and pedagogical research of the problem. Pedagogika; 2016;1:36–45. Russian.
  9. Medvedeva IV, editor. [Children and youth in the Republic of Belarus. Statistical book]. Minsk: National Statistical Committee of the Republic of Belarus; 2018. 133 p. Russian.
  10. Ministry of Education of the Republic of Belarus. [The concept of continuous education of children and young people in the Republic of Belarus] [Internet] 2015 [cited 2019 March 25]. Available from: http://www.pravoby.info/search.php. Russian.
  11. Ivchenkov VI. [Mediatext in the era of information systems]. In: Konyushkevich MI, editor. Slavyanskii mir i natsional’naya rechevaya kul’tura v sovremennoi kommunikatsii [Slavic World and National Culture in Modern Communication]. Grodno: Yanka Kupala State University of Grodno; 2018. p. 57–59. Russian.
  12. Butenko IA. [Teenagers: reading and using a computer]. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2001;12:84–91. Russian.
  13. Institute of Modern Medias. Children. Media-consumption. 2017 [Internet]. 2018 [cited 2019 January 21]. Available from: http://momri.org/wp-content/uploads/2018/08/momri.-deti_mediapotreblenie_2017.pdf. Russian.
  14. Mascheroni G, Ólafson K. Access and use, risks and opportunities of the internet for Italian children. EU Kids Online [Internet]. 2018 January [cited 2019 January 26]. Available from: http://www.lse.ac.uk/media-and-communications/assets/documents/research/eu-kids-online/reports/Executive-summary-Italy-june-2018.pdf.
  15. Kazaryan KP, editor. Internet v Rossii 2017. Sostoyanie, tendentsii i perspektivy razvitiya [Internet in Russia. 2017. Status, trends and prospects]. Moscow: Forvard Print; 2018. 96 p. Russian.
  16. Kovalevskaya NI, Petrova LI. Gender differences of reader preferences adolescents. Trudy BGTU. Seriya 4. Print- i mediatekhnologii. 2018;1(207):106–113. Russian.
  17. Kangro IS, editor. Information society in the Republic of Belarus. Statistical book. Minsk: National Statistical Committee of the Republic of Belarus; 2017. 105 p. Russian.
Опубликован
2019-10-17
Ключевые слова: цифровое поколение, детская аудитория, медиапредпочтения, мультимедийность, цифровизация
Как цитировать
Харитонова, С. В. (2019). Медиапредпочтения детской целевой аудитории в цифровую эпоху. Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика, 2, 4-9. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/journalism/article/view/2411