Журналистское образование: актуальные аспекты и тенденции

  • Михаил Александрович Вальковский Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Рассматривается проблема профессиональной подготовки журналиста в условиях дегитализации медиасреды и трансформации медиа. Исследуются приоритеты формирования компетенций и навыков журналистов с учетом глобального контекста и современных запросов медиаиндустрии. Как в профессиональной, так и в академической среде давно и широко ведутся дискуссии о характере и палитре современных специальных компетенций, механизме их формирования у студентов факультетов журналистики. Внедрение цифровых технологий, переход системы высшей школы на двухуровневую матрицу, в которой базовой и массовой ступенью высшего образования стал бакалавриат, придали полемике новые импульсы. Потребовался пересмотр образовательных и воспитательных практик, программ овладения технологическими основами профессии. Образование в контексте модификации технологий в первую очередь подразумевает определение диапазона компетенций, характера и объемов требований к будущим специалистам. Сравниваются концептуальные подходы и требования к подготовке профессионалов для медийной сферы, анализируются различные точки зрения на содержание и трансформацию журналистского образования, определяются основные критерии компетентности журналиста-международника, сформированности его профессиональных и личностных качеств, востребованных в современном медиапространстве. Подготовка компетентных и ответственных профессионалов в сфере информирования общества должна предполагать знания о современных методах подачи информации, умение работать на медийных платформах и готовность оперативно осваивать новые навыки анализа политических, экономических и социокультурных процессов с позиций государственных интересов. Необходим вариативный подход к обучению, при котором базовый образовательный стандарт оперативно меняется в соответствии с требованиями времени. При этом должна сохраняться и усиливаться базовая подготовка журналиста-международника, которая подразумевает овладение методологией поиска и осмысления событий, происходящих в стране и в мире, системный подход к анализу фактов. Параллельно должно идти освоение технологий подачи информации в разных форматах в зависимости от специфики медиаплатформ и социальных сетей.

Биография автора

Михаил Александрович Вальковский, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

кандидат филологических наук; доцент кафедры международной журналистики

Литература

  1. Zorin KA. [Lack of will of the journalistic community as one of the problems of professional education]. Zhurnalist. Sotsial’nye kommunikatsii. 2014;1:40–48. Russian.
  2. Vartanova EL. Is «Homo mediatus» an outcome of social development? Medi@lmanah. 2015;5:8–10. Russian.
  3. Zagidullina MV. Journalism and challenges of modern technologies: Net-thinking as a new peroid of human abilities development. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015;5:20–25. Russian.
  4. Kaiser W, Koltschin A, Losowskij B, Monachov V, Ratzke D, Kleinert M, et al. Neue Technologien und die Entwicklung der Medien in Russland und Deutschland = Novye tekhnologii i razvitie SMI v Rossii i Germanii. Frankfurt am Main: Institut für Medienentwicklung und Kommunikation GmbH in der Verlagsgruppe FAZ GmbH; 1998. 176 S. German, Russian.
  5. Golousova ES. The problem of journalism training in Russia: professional discourse. Izvestia. Ural Federal University Journal. Series 1. Issues in Education, Science and Culture. 2014;3:56–61. Russian.
  6. Vladimirova TN. Theoretical and methodological analysis of the problem of training journalists in conditions of modernization higher education. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Internet]. 2014 October 30 [cited 2019 January 4];5. Available from: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15125. Russian.
  7. Tulupov VV. [Myths and problems of journalistic education]. Relga.ru [Internet]. 2004 July 1 [cited 2019 January 4];5. Available from: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=193&level1=main&level2=articles. Russian.
  8. UNESCO. Model’ uchebnoi programmy po zhurnalistike. Asanbaeva G, translator. [Internet]. 2012 [cited 2018 December 24]. Available from: http://www.unesco.kz/publications/ci/2012/Model_J-Curricula_ru-Sources.doc. Russian.
  9. Zasoursky YaN. Journalist education in the information society. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika. 2006;4:3–8. Russian.
  10. Makarova LS, Ruchina LI. Journalism training at the University of Nizhni Novgorod: topical aspects and trends of development. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. 2008;4:26–31. Russian.
  11. Richter A. [On some actual problems of journalism and journalistic education]. In: Karlsraiter A, Daminovoi A, editors. Zhurnalistskoe obrazovanie: povyshenie kachestva obrazovaniya i novye tekhnologii. Shestaya Yuzhnokavkazskaya konferentsiya SMI; 19–20 noyabrya 2009 g.; Tbilisi, Gruziya [Journalistic education: improving the quality of education and new technologies. Sixth South Caucasus media conference; 2009 November 19–20; Tbilisi, Georgia. Tbilisi: OSCE; 2009. p. 31–42. Russian.
  12. Accrediting Council on Education in Journalism and Mass Communications (ACEJMC). [Internet; cited 2018 December 24]. Available from: http://www.acejmc.org/accreditation-reviews/accredited-programs/.
  13. Journalism. Federal state educational standard of higher professional education (bachelor qualification). Russian education. Federal portal [Internet]. 2009 [cited 2018 December 24]. Available from: http://window.edu.ru/resource/623/73623.
  14. Ministry of Education of the Republic of Belarus. Educational standard of the first stage of higher education of the Republic of Belarus. Specialty 1-23 01 09 «Journalism international». [Internet; cited 2018 December 24]. Available from: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/104674/1/%D0%9E%D0%A1%D0%92%D0%9E_1-23_01_09-2013.pdf. Russian.
  15. Svitich LG, Shiryaeva AA. Innovatsionnye podkhody k proektirovaniyu osnovnykh obrazovatel’nykh programm po napravleniyu vysshego professional’nogo obrazovaniya «Zhurnalistika» [Innovative approaches to the design of the main educational programs in the direction of higher vocational education «Journalism»]. Zasurskii YaN, editor. Moscow: Moscow State University; 2007. 256 p.
  16. Zykov VF. Special competences of journalists of the digital age: problems of teaching. In: Avtokhutdinova OF, compiler. Professional’naya kul’tura zhurnalista tsifrovoi epokhi. Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem; 19 maya 2017 g.; Ekaterinburg, Rossiya [Professional culture of a journalist of the digital age. Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference with international participation; 2017 May 19; Yekaterinburg, Russia]. Ekaterinburg: Publishing House Federal Ural University; 2017. p. 122–125.
  17. Mould D. [Challenges and new areas of education in the field of journalism]. In: Karlsraiter A, Daminovoi A, editors. Zhurnalistskoe obrazovanie: povyshenie kachestva obrazovaniya i novye tekhnologii. Shestaya Yuzhnokavkazskaya konferentsiya SMI; 19–20 noyabrya 2009 g.; Tbilisi, Gruziya [Journalistic education: improving the quality of education and new technologies. Sixth South Caucasus media conference; 2009 November 19–20; Tbilisi, Georgia. Tbilisi: OSCE; 2009. p. 45–68.
  18. Sheremetieva PR. Transformation of journalism as a profession in contemporary information and communication society (by the example of France). Sovremennye issledovaniya sotsial’nykh problem. 2014;7:4 [Internet; cited 2018 November 15]. Available from: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/720144/pdf_688. Russian.
Опубликован
2019-10-17
Ключевые слова: универсальный журналист, журналистское образование, компетенции, практикоориентированность
Как цитировать
Вальковский, М. А. (2019). Журналистское образование: актуальные аспекты и тенденции. Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика, 2, 17-22. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/journalism/article/view/2413