Художественное осмысление темы родины в телевезионных путевых очерках (на примере передач цикла «Спадчына» В. Короткевича)
Аннотация
Рассмотрены особенности реализации темы малой родины в путевом очерке. Такое исследование имеет большую актуальность в условиях глобализации. Материалом научного рассмотрения впервые стал цикл передач «Спадчына», основанный классиком белорусской литературы В. Короткевичем. Осуществляется сравнительно-исторический анализ выпусков. Серии изучены в контексте развития и технического совершенствования телевидения: выделено общее и особенное между ними и предшествующими по времени иллюстрированными рассказами, очерками кинолюбителей и цикловыми передачами на тему путешествий («Ветер странствий», «Улицы и площади рассказывают» и др.). Помимо того, выпуски «Спадчыны» исследованы как часть творчества В. Короткевича в сравнении с эссе-очерками и сценариями документальных фильмов писателя, определены общие для печатной и телевизионной публицистики этого автора символы и образы-лейтмотивы. Такой метод позволил выяснить особенности лексического портрета лирического героя программ – интеллигента крестьянского происхождения – и перспективы его использования на современном телевидении. Кроме того, в статье определены характерные особенности передач цикла «Спадчына»: интертекстуальность, коллажность, обостренная динамика сообщения и др. Рассмотрены художественные приемы, применяемые для реализации темы малой родины в путевом очерке, в частности диалогизированный монолог, контраст, ретроспектива. Вместе с тем определены характерные средства художественной выразительности, среди которых – использование односоставных предложений и настоящего времени глагола в значении прошедшего, эффект усиления звука, реверберация, работа со светом. Подчеркнуто новаторство создателей передачи «Спадчына»: выделены те средства художественной выразительности, которые они начали применять одними из первых, например ввод просторечных и диалектных слов, художественный символизм в оформлении студии, включение сюжетных картин в выпуск. Обоснована перспектива использования выделенных средств в современном аудиовизуальном пространстве. Подчеркивается их роль в деле сохранения историко-культурного и духовного наследия, что имеет особую актуальность в Год малой родины.
Литература
- Karatkevіch US. Zbor tvoraw. Tom 13. Publicystyka [Collected works. Volume 13. Journalism]. Mіnsk: Mastackaja lіtaratura; 2016. 494 p. Belarusian.
- Roboli T. [Travel literature]. In: Eikhenbaum B, Tynyanov Y, editors. Russkaya proza [Russian prose]. Leningrad: Akademiya; 1926. p. 42–74. Russian.
- Kupala Y. [Thoughts from travelling in Finland at Imatra]. In: Kupala Y. Zbor tvoraw. Tom 7 [Collected works. Volume 7]. Mіnsk: Navuka i tjehnika; 1976. p. 171–181. Belarusian.
- Yadvіgіn S. [The notes from the road]. In: Yadvіgіn S. Vybranyja tvory [Selected works]. Mіnsk: Mastackaja lіtaratura; 1976. p. 203–251. Belarusian.
- Cjotka. [Memories from a trip to Finland]. In: Cjotka.Vybranyja tvory [Selected works]. Mіnsk: Mastackaja litaratura; 2016. p. 97–114. Belarusian.
- Karatkevіch U. The homeland [Internet; cited 2019 April 19]. Available from: https://royallib.com/read/karatkevch_uladzmr/paezya_roznih_gado.html#0. Belarusian.
- Zhauniarovіch P. Publіcistic discourse of Vladimir Karatkevіch [Internet; cited 2019 April 9]. Available from: http://kamunikat.org/usie_knihi.html?pubid=24446. Belarusian.
- Karatkevіch U. [Saint Predslava]. In: Karatkevіch U. Zbor tvoraw. Tom 12 [Collected works. Volume 12]. Mіnsk: Mastackaja lіtaratura; 2016. p. 165–168. Belarusian.
- Karatkevіch U. [The eternity tree]. In: Karatkevіch U. Zbor tvoraw. Tom 12 [Collected works. Volume 12]. Mіnsk: Mastackaja lіtaratura; 2016. p. 71–89. Belarusian.
Copyright (c) 2019 Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).