Медиатекст конвергентных средств массовой коммуникации в контексте дискурса
Аннотация
Понятие медиатекст рассматривается в русле дискурсной концепции функционирования конвергентных средств массовой коммуникации: это коммуникативный продукт, включающий как вербальный компонент (текстовую реализацию сообщения), так и невербальные составляющие (визуальный, иллюстративный материал) и использующий в своем содержании элементы разных способов и каналов передачи информации (видео- или аудиотрансляция контента). Дается определение медийному дискурсу и такому его типу, как дискурс конвергентных средств массовой коммуникации, который выступает в качестве особого коммуникативного явления, вызванного к жизни новой информационной средой, прежде всего появлением веб-платформы. Отмечается, что в медийном дискурсе пересекаются его разные типы, отражающие события, процессы, идеи, знания, культурные реалии как отдельного общества, так и мира в целом. Данные дискурсы адаптируются в нем согласно правилам функционирования и репрезентируются посредством языка СМИ и экстралингвистических параметров. Описывается специфика, характеристики и типология медиатекста как основного понятия медийного дискурса. Внимание обращается на свойство креолизации медиатекста, т. е. на сочетание в нем вербальных и невербальных (изобразительных, иконических) средств передачи информации, которые в комплексе обеспечивают его целостность, связность, завершенность и достижение автором поставленной цели. Представлены жанровые формы медиатекста в конвергентных средствах массовой коммуникации, которые распределены по классификационным группам. Рассмотренные характеристики медиатекста и особенности его функционирования в современных конвергентных СМК позволяют заключить, что медиатекст – это не только линейная последовательность вербальных знаков, а семиотически усложненный, креолизованный мультимедийный продукт коммуникации, который наряду с классическими характеристиками, функциями и свойствами текста приобретает новые качества и форматы, особенности содержания и воспринимается аудиторией по-другому за счет такого процесса, как конвергенция.
Литература
- Bobrovskaya GV. [Mass information discourse: theoretical and methodological aspects of research]. Global Media Journal–Russian Edition [Internet]. 2012 [cited 2019 February 7];1(2). Available from: http://pglu.ru/upload/iblock/2d6/bobrovskaya.pdf. Russian.
- Zheltuchina МR. Spetsifika rechevogo vozdeistviya tropov v yazyke SMI [Specifics of speech impact of tropes in the language of mass media] [dissertation]. Мoscow: Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences; 2004. 358 p. Russian.
- Manaenko GN. Event – fact – assessment. Language, text, discourse. 2014;12(1):64–73. Russian.
- Dobrosklonskaya ТG. Medialingvistika: sistemnyi podkhod k izucheniyu yazyka SMI: sovremennaya angliiskaya mediarech’ [Medialinguistics: a system approach to studying mass media language: English contemporary media speech]. Мoscow: Flinta; 2008. 263 p. Russian.
- Galperin IR. Tekst kak ob’ekt lingvisticheskogo issledovaniya [Text as an object of linguistic research]. Мoscow: Nauka; 1981. 138 p. Russian.
- Ivchenkov VI. Media discourse of modernity: stylistic priorities and extralinguistic factors. Aktual’nye problemy stilistiki. 2018;4:71–76. Russian.
- Kazak МJ. [Specifics of contemporary media text]. Sovremennyi diskurs-analiz. Metodologiya: kontseptual’nye obosnovaniya [Internet]. 2011 [cited 2018 July 25];3:31–37. Available from: http://discourseanalysis.org/ada6/st42.shtml. Russian.
- Krasnojarova ОV. Text and media text: to the problem of differentiation of concepts. Theoretical and Practical Issues of Journalism. 2015;4(1):85–100. Russian. DOI: 10.17150/2308-6203.2015.4(1).85–100.
- Uvarova HА. Mediatext and mediadiscourse: the problem of their correlation. Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Linguistics. 2015;5:47–54. Russian. DOI: 10.18384/2310-712X-2015-5-47-54.
- Kozhemjakin JА. Media critisism and discourse-analysis. Belgorod State University Scientific Bulletin. Series: Humanities. Philology. Journalism. Pedagogy. Psychology. 2010;18(7):198–203. Russian.
- Protchenko АV. [Creolized text as a variety of semiotically complex text]. In: Vershinina LV, editor. Vysshee gumanitarnoe obrazovanie XXI veka: problemy i perspektivy. Sbornik trudov III nauchno-prakticheskoi konferentsii, 22–23 maya 2008 g; Samara, Rossiya [Higher humanitarian education of 21st century: problems and perspectives: collection of works of 3rd scientific and practical conference; 2008 May 22–23; Samara, Russia]. Samara: Samara State University of Social Sciences and Education; 2008. р. 264–267. Russian.
- Ivchenkov VI. [Media in captivity of «political witting»: a speech portrait of informational epoch]. In: Dubovik CV, editor. Suchasnaja medyjasfera: praktyka transfarmacyi, tjearjetychnae asjensavanne, instytucyjanal’nyja perspektyvy. Matjeryjaly I Mizhnarodnaj navukova-praktychnaj kanferjencyi; 30 sakavika 2017 g.; Minsk, Belarus’ [Contemporary media sphere: the practice of transformation, theoretical comprehension, institutional perspectives: proceedings of 1st International scientific and practical conference; 2017 May 30; Minsk, Belarus]. Minsk: Publishing House of Belarusian State University; 2017. p. 84–88. Belarusian.
- Lukina ММ, editor. Internet-SMI: teoriya i praktika [Internet mass media: theory and practice]. Мoscow: Aspect Press; 2010. 348 p. Russian.
- Ulanova МА. Internet-zhurnalistika [Internet-journalism]. Мoscow: Aspect Press; 2014. 238 p. Russian.
- Prasolova HV. Multimedia story: peculiarities of mass audience. RUDN Journal of Studies in Literary and Journalism. 2016;1:118–125. Russian.
- Ivchenkov VI. [Multimedia]. In: Duskaeva LR, editor. Medialingvistika v terminakh i ponyatiyakh [Media linguistics in terms and notions]. Мoscow: Flinta; 2018. p. 399–402. Russian.
Copyright (c) 2019 Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).