Медиатекст постов радио- и телеканалов в социальной сети Facebook
Аннотация
Анализируются композиционные и стилистические особенности белорусскоязычных медиатекстов, составляющих вербальное содержание постов аудиовизуальных каналов Белорусской государственной телерадиокомпании (Первый национальный канал Белорусского радио, канал «Культура» Белорусского радио, радио «Столица», телеканал «Беларусь 3»). Рассматриваемым постам свойственно использование в основном новостного контента. Специфика сообщений сообществ Белгостелерадиокомпании в Facebook – доминирование анонса как жанра, реализация его основных дискурсивных функций (информационной и воздействующей), текст анонса ориентирован на быстрое восприятие. Главное для создателей сообщества – вызвать реакцию, побудить к выполнению какого-нибудь действия, а этого легче всего достичь при помощи эмоциональной составляющей, которая в тексте чаще всего выражается в использовании элементов разговорного стиля. Экспрессивность в вербальном массиве постов существенная. Это можно объяснить стремлением создателей не оторваться от своих конкурентов по радио- и телевещанию, а приблизиться или превзойти их. Экспрессивность выявляется в использовании восклицательных предложений, передающих различные эмоции, графических выделений и звуковых повторов, цветных эмотиконов. Коллоквиализация в постах рассматриваемых сообществ не носит выразительного снижения/огрубления речи, так как медиа позиционируют себя в качестве солидных информационных брендов. Мультимедийные посты со ссылками и визуальными компонентами становятся гибридными текстами, которые пользователь расшифрует лишь при комплексном восприятии, пользуясь разнообразными органами чувств. Для создания условного диалога с пользователями употребляются мы-предложения, являющиеся отражением командной работы создателей сообществ и – шире – целиком каналов, приближают их к потребителям информации, организуют медийную группу с близкими намерениями, в которой можно побеседовать как с друзьями. Формы императива (глаголы второго лица повелительного наклонения) сближают пост с текстом рекламного дискурса, позволяют каналам получать финансовые дивиденды от присутствия в сообществе Facebook, приглашают пользователей переходить на главные интернет-площадки и на волны их радиои телестанций. Наличие гиперссылок дает возможность пользователям более детально познакомится с гостем, получить посредством рекламного элемента дополнительный доход, пригласить присоединиться к аудио-, видео- или интернет-трансляции. К вербальному компоненту постов относятся и хэштеги, которые в последнее время начали широко использоваться в интернет-коммуникации, так как облегчают поиск сообщений по теме или по содержанию. Выявленные характеристики позволяют сравнить средства привлечения пользователей и предложить модераторам повысить эффективность присутствия радио- и телеканалов в социальной сети Facebook.
Литература
- Rumyantsev D. Prodvizhenie biznesa v VKontakte. Bystro i s minimal’nymi zatratami [Business promotion in «VKontakte». Quickly and at minimum cost]. Saint Petersburg: Piter; 2014. 256 p. Russian.
- Ivchenkov VІ. Dyskurs belaruskih SMI. Arganizacyja publicystychnaga tjekstu [The discourse of the Belarusian media. Organization of journalistic text]. Minsk: Belarusian State University; 2003. 257 p. Belarusian.
- Ivchenkov VI. [Multimedia]. In: Duskaeva LR, editor. Medialingvistika v terminakh i ponyatiyakh: slovar’-spravochnik [Media linguistic in terms and concepts: dictionary-directory]. Moscow: Flinta; 2018. p. 399–402. Russian.
- Lashchuk OR. Redaktirovanie informatsionnykh soobshchenii [Editing information messages]. Moscow: Aspekt Press; 2004. 160 p. Russian.
- Cikocki MJa. Stylistyka belaruskaj movy [Stylistics of the Belarusian language]. Minsk: Univiersitjeckae; 1995. 293 p. Belarusian.
- Golub IB. Stilistika russkogo yazyka [The stylistics of the Russian language]. Moscow: Airis-press; 2003. 448 p. Russian.
- Ivchenkov V. [Convergence in media (to the experience of creating a teaching dictionary)]. In: Samusievich VM, editor. Zhurnalistyka-2018: stan, prablemy i perspektyvy. Matjeryjaly 20-j Mizhnarodnaj navukova-praktychnaj kanferjencyi; 15–16 listapada 2018 g.; Minsk, Belarus’ [Journalism-2018: status, problems and prospects. Materials of 20th International scientific-practical conference; 2018 November 15–16; Minsk, Belarus]. Minsk: Belarusian State University; 2018. p. 342–345. Russian.
- Gradyushko A. [The pragmatics of media text in the era of mobile media]. In: Samusievich VM, editor. Slova w kantjeksce chasu. Matjeryjaly IV Mizhnarodnaj navukova-praktychnaj kanferjencyi, prysvechanaj 90-goddzju z dnja naradzhjennja doktara filalagichnyh navuk, prafesara A. I. Narkevicha; 14–15 sakavika 2019 g.; Minsk, Belarus’ [Word in the context of time: materials of IV International scientific-practical conference dedicated to 90th anniversary of doctor of science (philology), professor A. I. Narkievich; 2019 March 14–15; Minsk, Belarus]. Minsk: Belarusian State University; 2019. p. 251–254. Russian.
- Zhauniarovich P. Davednik pa litaraturnaj prawcy: arfagrafichny, punktuacyjny, leksichny, gramatychny, sintaksichny, tjehnichny wzrowni [Literary editing handbook: orthographic, punctuation, lexical, morphological, syntactic, technical levels]. Minsk: Adukacyja i vyhavanne; 2017. 448 p. Belarusian.
- Lukashaniec АА, Rusak VP, editors. Slownik belaruskaj movy [Dictionary of the Belarusian language]. Minsk: Byelaruskaja navuka; 2012. 916 p. Belarusian.
Copyright (c) 2019 Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).