Медианарратив как объект дискурс-анализа
Аннотация
Рассматриваются два основных теоретических подхода к медианарративу как объекту дискурс-анализа. В первом случае нарратив в медиадискурсе понимается как тема (топик) – формульная конструкция, обладающая идеологическим и аксиогенным зарядом, во втором – как событийный конструкт, созданный по определенным правилам на основе идеологической и аксиогенной обработки референциального события. В рамках первого подхода приводятся примеры исследований по деконструкции нарратива в медиаориентированных видах дискурса (политического, рекламного и т. п.) на основе корпуса фразеологизмов, лозунгов и идеологических нарративов, заголовков и заголовочных комплексов, свернутых рекламных концептов и PR-посланий, провербиальных аксиогенных событий, типовых сюжетных ситуаций и т. п. В целом такой подход можно назвать системно-функциональным, выражающим универсальную нарративную стратегию свертывания (involutio). Во втором случае интерес для исследователей представляет событийная природа нарратива как в структуралистском, так и постструктуралистском аспектах, когда нарратив рассматривается как текстовое событие, созданное по определенной схеме на основе референциального события. Исследование нарратива как события восходит к традициям структурного анализа и классического нарративного анализа сюжета. Приводятся примеры исследований рекламных нарративов, описательной и повествовательной (событийной) составляющих медиатекстов через языковые средства выражения факта, оценки и дескрипции, а также медианаррации как технологии создания «мягких» новостей с помощью применения специальных повествовательных стратегий. Отмечается важность понимания события как локализованного в определенной (единоличной или общественной) сфере. Данный подход к нарративу можно охарактеризовать в целом как функционально-аналитический и соотнести с нарративной стратегией развертывания (evolutio) как трансформацией «конечных формул» в исходные семантические фигуры. Делается вывод о том, что в медиаориентированных видах дискурса (политическом, рекламном, сетевом) происходит процесс нарративизации, который свидетельствует о распаде традиционных медиаценностей, основанных на принципах отражения фактов в виде модели перевернутой пирамиды. Это заключение соответствует описанию процессов медийного преобразования реальности: упрощения действительности, замены фактов фактоидами и фейками, дерационализации восприятия мира, доминирования нетекстового представления информации, стандартизации реакций на информацию, постановочности вместо фиксации факта и т. п.
Литература
- Sheigal EI. The many faces of narrative. Political Linguistics. 2007;2(22):86–93. Russian.
- Trotsuk IV. Narranive as an interdisciplinary methodological construct of contemporary social science. RUDN Journal of Sociology. 2004;6–7:56–74. Russian.
- Karasik VI. Yazykovye mosty ponimaniya [Language bridges of understanding]. Moscow: PrinTerra-Design; 2019. 524 p. Russian.
- Dijk van TA. Yazyk. Poznanie. Kommunikatsiya [Language. Knowledge. Communication]. Blagoveshchensk: Boduen de Kurtene Humanitarian college of Blagoveshchensk; 2000. 308 p. Russian.
- Ivchenkov VI. [The media discourse of our time: new values and world view]. [Internet]. In: Dubovik SV, editor. Zhurnalistyka-2012: stan, prablemy i perspektyvy. Matjeryjaly 14-j Mizhnarodnaj navukova-praktychnaj kanferjencyi; 6–7 snezhnja 2012 g.; Minsk, Belarus’. Vypusk 14 [Journalism-2012: the state, problems and prospects. Proceedings of the 14th International scientific and practical conference; 2012 December 6-7; Minsk, Belarus. Issue 14] [Internet]. Minsk: Belarusian State University; 2012 [cited 2019 March 30]. Available from: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/28460/1/Iuchankau.PDF. Russian.
- Fulton H, Huisman R, Murphet J, Dunn A. Narrative and Media. Cambridge: Cambridge University Press; 2005. 329 p.
- Kaftandzhiev Kh. Geroi i krasavitsy v reklame [Нeroes and beauties in advertising]. Saint Petersburg: Piter; 2008. 223 p. Russian.
- Lukanina MV, Salieva LK. Narrative manipulation. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik [Internet]. 2014 [сited 2019 May 5];46:209–225. Available from: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2014/vipusk_46._oktjabr_2014_g._/lukanina_salieva.pdf. Russian.
- Arutyunova ND. Yazyk i mir cheloveka [Language and the world of man]. Moscow: Yazyki russkoi kul’tury; 1999. 896 p. Russian.
- Dem’yankov VZ. [«Event» in semantics, pragmatics and text interpretation coordinates] . Izvestiya Akademii nauk SSSR. Seriya literatury i yazyka. [Internet]. 1983 [cited 2019 March 25];42(4):320–329. Available from: http://www.infolex.ru/IZV4_83.html. Russian.
- Il’inova EYu, Volkova OS. Cognitive and discursive aspects of event media representation. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Linguistics. 2016;746:87–95. Russian.
- Sandomirskaya I. Kniga o Rodine. Opyt analiza diskursivnykh praktik [Book about the Motherland: the experience of the analysis of discursive practices] [Internet]. Wien: Gesellschaft zur Förderung slawistischer Studien; 2001 [cited 2019 May 5]. Available from: http://yanko.lib.ru/books/cultur/sadomirskaya-rodina.htm. Russian.
- Ivchenkov VI. [Discourse analysis of the media: retrospection and prospects]. In: Lushchinskaya OV, editor. Professional’naya kommunikativnaya lichnost’ v institutsional’nykh diskursakh. Tezisy dokladov mezhdunarodnogo kruglogo stola; 22–23 marta 2018 g.; Minsk, Belarus’ [Professional communicative personality in institutional discourses. Abstracts of reports of the international round table; 2018 March 22–23; Minsk, Belarus] [Internet]. Minsk: Belarusian State University; 2018 [сited 2019 March 30] р. 11–15. Available from: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/193648/1/11-15.pdf. Russian.
- Ivchenkov VI. Corporate publication in the communicative environment of media: narrativity of headlines and stylistic heterogeneity of media text. In: Vasilieva VV, editor. Information Age. Media in the modern world – Petersburg readings. Papers for the 56th International scientific forum; 2017 April 13–14; Saint Petersburg, Russia. Volume 2, No. 2. Saint Petersburg: School of Journalism and Mass Communications of Saint Petersburg State University; 2017. p. 32–33. Russian.
- Kon’kov VI, editor. Russkaya rech’ v sredstvakh massovoi informatsii: stilisticheskii aspekt [Russian speech in the media: a stylistic dimension]. Saint-Petersburg: Saint Petersburg University press; 2007. 272 p. Russian.
- Bart R. [Rhetoric of the image]. In: Bart R. Izbrannye raboty. Semiotika. Poetika [Selected works: Semiotics. Poetics]. Kosikov GI, editor. Moscow: Progress; 1989. p. 297–319. Russian.
- Bart R. Mifologii [Mythologies]. Zenkin SN, translator. Moscow: Akademicheskii proekt; 2008. 351 p. Russian.
- Eko U. Otsutstvuyushchaya struktura. Vvedenie v semiologiyu [Missing structure. Introduction to semiology]. Reznik V, Pogonyailo A, translators. Saint Petersburg: Symposium; 2004. 544 p. Russian.
- Markov AP. Proektirovanie marketingovykh kommunikatsii. Reklamnye tekhnologii. Svyazi s obshchestvennost’yu. Sponsorskaya deyatel’nost’ [Design of marketing communications. Advertising technology. Public relations. Sponsorship]. Saint Petersburg: Feniks; 2007. 398 p. Russian.
- Yavinskaya YuV. [PR-message as a synthetic genre. Approaches to the problem]. PR v izmenyayushchemsya mire: regional’nyi aspekt. 2007;5:98–101. Russian.
- Koshelyuk ME. Effektivnoe PR-myshlenie. Master-klass dlya nachinayushchikh i professionalov [Effective PR thinking. Master class for beginners and professionals]. Pautova E, editor. Moscow: Al’pina Pablisher; 2008. 216 p. Russian.
- Karasik VI. [Axiogenic events: signs and types]. Humanities and social Sciences [Inernet]. 2014 [сited 2019 March 30];2:566–571. Russian.
- Propp VYa. Morfologiya volshebnoi skazki [The morphology of a fairy tale]. Moscow: Labirint; 2001. 144 p. Russian.
- Zorkaya NM. Na rubezhe stoletii. U istokov massovogo iskusstva v Rossii 1900–1910 godov [At the turn of the century. At the origins of mass art in Russia 1900–1910]. Moscow: Nauka; 1976. 297 p. Russian.
- Lukmanova OB., Sotkina EYu. Russia and Russians in the narratives of American political TV drama. Vestnik of Nizhny Novgorod State Linguistic University. 2017;40:82–98. Russian.
- Krylov YuV. The concept of «happiness» in the modern advertising discourse. Sibirskii filologicheskii zhurnal. 2013;3:244–251. Russian.
- Hansen-Löve АA. Unfolding, realization. Critique and semiotics [Internet]. 2016 [cited 2019 May 7];2:9–11. Available from: http://www.philology.nsc.ru/journals/kis/pdf/CS_2016_2/01.pdf. Russian.
- Bremon K. [Logic of narrative possibilities]. In: Lotman YuM, Petrov VM, translators. Semiotika i iskusstvometriya [Semiotics and dimension of art]. Moscow: Mir; 1972. p. 108–135. Russian.
- Greimas A-Zh. Strukturnaya semantika: poisk metoda [Structural semantics: the Search method]. Zimina L, translator. Moscow: Akademicheskii proekt; 2004. 368 p. Russian.
- Lotman YuM. Semiotika kino i problemy kinoestetiki [Semiotics of cinema and problems of film aesthetics]. Tallin: Eesti Raamat; 1973. 135 p. Russian.
- D’yakova EG, Trahtenberg AD. Massovaya kommunikatsiya i problema konstruirovaniya real’nosti: analiz osnovnykh podkhodov [Mass communication and the problem of constructing reality: an analysis of the main approaches]. Ekaterinburg: Ural department of Russian Academy of Sciences; 1999. 130 p. Russian.
Copyright (c) 2019 Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).