Арт-журналистика как понятие и вид творческой деятельности
Аннотация
Рассматривается теоретическое обоснование понятия «арт-журналистика», анализируются предпосылки возникновения нового вида журналистской практики: массовая культура, клиповое мышление и постмодернизм. Подчеркиваются качественные характеристики арт-журналистики, разводятся термины «литературно-художественная критика» и «арт-журналистика», выявляются их основные различия и сходства. Цель исследования – дать представление о понятии «арт-журналистика» и функционировании данного направления журналистской деятельности в Беларуси. Актуальность темы обусловлена изменениями в современном медийном пространстве и необходимостью обобщить и систематизировать результаты прежних исследований, чтобы выделить особенности белорусской арт-журналистики. Особое внимание уделяется влиянию арт-журналистики на литературно-художественную критику, которое выражается в постепенном переходе критики в интернет. Автор затрагивает вопрос о месте художественного анализа в арт-журналистике, который сводится к минимуму или вообще отсутствует. Сегодня на первый план выступают сенсационность, рекламность, отражение художественного произведения или культурного события в экономическом или политическом дискурсе. Отмечается тесная связь арт-журналистики с литературно-художественной критикой, поэтому ошибочно считать, что одно из направлений полностью исчезнет в будущем. Таким образом, арт-журналистику можно рассматривать в качестве трансформированной литературно-художественной критики. Практическое значение исследования заключается в том, что проведенный анализ и сделанные по нему выводы будут полезными для журналистов, работающих в сфере арт-журналистики, для совершенствования их знаний и практических навыков.
Литература
- Saenkova LP. [Mass culture in journalism: prehistory, mythologies, techniques]. In: Saenkova LP, editor. Massovaya kul’tura i zhurnalistika [Mass culture and journalism]. Minsk: Belarusian State University; 2012. p. 107–118. Russian.
- Orlova TD. Teatral’naya zhurnalistika. Chast’ І [Theatre journalism. Part I]. Minsk: Belarusian State University; 2001. 145 p. Russian.
- Gritsenko IA. [Clipthinking is a newstage of human development]. Uchenye zapiski Rossiiskogo gosudarstvennogo sotsial’nogo universiteta. 2012;4:71–74. Russian.
- Frumkin KG. Clipthinking and the fate of linear text [Internet; cited 2019 June 5]. Available from: http://www.topos.ru/article/737.1. Russian.
- Bagdanava GB. [Images of perception and comprehension in contemporary art journalism]. In: Dubovіk SV, editor. Zhurnalіstyka-2008: stan, prablemy і perspektyvy. Materyjaly X Mіzhnarodnaj navukova-praktychnaj kanferjencyi, 11–12 snezhnja 2008 g.; Mіnsk, Belarus’ [Journalism-2008: the state, problems and prospects. Materials of the X International scientificpractical conference; 2008 December 11–12; Minsk, Belarus]. Minsk: Belarusian State University; 2008. p. 361–363. Belarusian.
- Orlova TD. [Principles of reviewing a work of art in media]. In: Orlova TD, editor. Proizvedenie iskusstva – predmet analiza kritika [Artwork is the subject of critisim analysis]. Minsk: Belarusian State University; 2009. p. 14–19. Russian.
- Mentsel’ B. Grazhdanskaya voina slov: rossiiskaya literaturnaya kritika perioda perestroiki [Civil war of words: Russian literary critique of the Perestroika period]. Saint Petersburg: Akademicheskii proekt; 2006. 400 p. Russian.
Copyright (c) 2019 Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).